Впрочем, один из кураторских месседжей «Наука – достаточно изощренный инструмент для подстегивания человеческого воображения» также читается легко.

Слово трендсеттерам от арта:
«This year prepare to see creativity combined with tech becoming more mainstream. Everyone will be doing it. While 2015 has seen the celebration of engagement in Stem subjects (science, technology, engineering and maths) this year it will be all about engagement in Steam (the A is for arts). «Arts, culture, creativity and tech: key trends for 2016», The Guardian.



Кураторы выставки (
А. Соловьев, А. Ложкина, С. Савчук) оперируют  «физико-астрономическими» метафорами вроде черных дыр и сопутствующих явлений, которые призваны донести до зрителя мысль об «обрушении времен» как логическом продолжении периода кардинальных трансформаций. Но ни заглянуть за горизонт событий, ни предсказать хотя-бы приблизительно все последствия - не в наших силах. Разве что запустить «воображариум» - у кого-то с заходом в вечность, у кого-то – здесь и сейчас.

Если уж продолжать эти аналогии, самое время вспомнить сингулярность – в том числе и в трактовке Делеза, как событие, порождающее смысл и носящее точечный характер:
«Сингулярности - это поворотные пункты и точки сгибов; узкие места, узлы, преддверия и центры; точки плавления, конденсации и кипения; точки слез и смеха, болезни и здоровья, надежды и уныния, точки чувствительности».

Проще говоря, это «пункты, где что-то происходит, пункты непредсказуемости, места революционного потенциала». В техническом смысле сингулярность — переломный момент, после которого технический прогресс убыстрится и усложнится, выйдя за пределы человеческого восприятия.

На выставке было несколько «сингулярностей» в обоих смыслах. С них и начну.

Яркий пример scientific art - проект «Углеродный вариант» Анны Мироновой. Cмотреть, по большому счету, не на что, зато обогатиться знаниями и понять природу мемов – это шанс. Чем посетители и пользовались. Проект-читальня. Что уж там, я тоже прилипла. Картинка проиграла научпопу.



Яркий пример проекта, вокруг которого можно делать событие и более никого не вмешивать. Мультимедийная инсталляция «
Untitled» Андрея Боярова – выверенная в каждом своем фрагменте, от фронтальной фотографии ретро-прибора во всю экспозиционную плоскость до видео-инсталляций и фотографических серий известных авторов (Noe Lissa «Восстание русинских студентов…»).





Культивируемая автором «культура ремикса». Многослойность его завораживает, это настоящий ретроспективно-фьючерсный трип – по осколкам как авторизированной, так и безличностной памяти,
narration о «теперь» и «всегда» одновременно.



Бояров «сделал» всю выставку, мой день и плотно залег в сознание всеми этими слоями.



За многослойность респект и Маше Шубиной с ее «Lost&found».




Еще один
tough trip с ванильной (обманчиво) героиней через инфографику «страстей человеческих» - она, как водится, вооружена и предсказуемо опасна.




Сильной визуальной вспышкой отпечатался на зрачке конгломерат черных полотенец, завесивших собой и угрожающей тенью полмира – «Сибирь» 
Никиты Шаленного. Махровый "ссыльный ад".
Черный континент – это Сибирь, на самом деле. Не по цвету кожи, а по страшной истории своей. Но это НАШ сибирский синдром. А китайцам эти аллюзии до лампочки – они прорастают там всем, чем могут, тихая экспансия, обретаемый наконец парадиз…




«Экотехнологии» Ильи Чичкана в каком-то смысле подыгрывают апокалиптическим кострам Романа Минина – и там, и там финал один: в очистительном огне (ядерном ли, социальных ли потрясений) сгинут все несовершенства этого мира. Что логично. Остроумно было разместить их друг против друга.




А в центре – «Кротовая нора» Романа Михайлова, "симулякр" черной дыры, рубероидный тяжелый дизайн которой мне страшно понравился в виду мегамасштаба и непреодолимого желания бродить между этих дурно пахнущих складок до полной потери вменяемости.



Время здесь, действительно, замедляется в разы. "Вещи здесь давно утратили свою тень..." 


Покидала «нору» с сожалением. Но сразу попала под гипноз "сатанинского" видео "Species Barrier" Олега Воронко - с закадровым саундом, экспортированным, видимо, из «Экзорциста».




(Искусственно) коррулирующий с темой holly\helly проект
Holygram (Tenpoint) имеет вполне говорящее название вкупе с убедительным воплощением. Дигитальный дух божий. Раздражило рассусоливание на тему воздействия религиозной ритуальности/атрибутики и ее цифровой ипостаси на целый печатный лист – too much.


 

Да, я за аскетизм и в способах художественного выражения, и в вербальных практиках. Никаким навороченным концептом убожество некоторых проектов не прикроешь. «Пепел цивилизаций» и прочие декоративные экзерсисы Анатоля Степаненко – столь пошлые в исполнении, символике и лобовых месседжах работы, что не представляю, как их присутствие можно оправдать. tempus edax rerum… 



Нетэто Анатоль уничтожает космос как предчувствие.

“Artists can create something that has a visceral impact,” Michael John Gorman, the founding director of Science Gallery. («Художники могут создавать вещи, оказывающие интуитивное воздействие»). Интуитивное, Карл! Пусть, как продолжает автор цитаты, это и делается через абстракции высокой степени.

Такие, как «урбан-серия» Наташи Машаровой, – идеальная, перфектная работа, не менее перфектно экспонированная, любование которой может продлиться до пресловутого горизонта событий.



Urban 
spaces
, «без-человечная» тишина и вымороченность которых ощутимы столь явственно, что это и есть для меня конец времен.

Я вообще фанат урбан-дрейфов. И потому фотопроект «Прогуливаясь городом» Бориса Тутельмана с этим его «указующим перстом» - чистый кайф для меня.




Ностальгические аллюзии («Андалузский пес») и спекуляции на тему присутствия/отсутствия Другого внутри «я» - видеоработа Марии Гельман «Видеть». Сверхактуальный посыл видеопроекта «Untitled» Мити Чурикова, где протагонист - псевдо-нейтральный пейзаж на Востоке Украины в разное время суток, на фоне которого разворачивались боевые действия (бойня – мираж, была и прошла, а лэндскейпы вечны). Хороший и ментальный, и визуально-динамический контраст.




Зацепил проект «Пасамонтана» Димы Эрлиха – набор открыток ко Дню терроризма. Застряла в «пещере» авторских разнузданных рефлексий на эту тему надолго.



Уютно, нестрашно, даже смешно иногда. И только фоновая видео-подложка напоминает – это вообще-то о грубой физической смерти…




Как ни странно, о ней же думаешь, глядя на инсталляцию «Без векторная Революция» М. Алексеенко – лобное место новейшего образца. Греющий душу минимализм.
Стильно. Стерильно. Аннигиляция 80
lvl.




Нашумевший в свое время «Паспорт» А. Чекменева обсуждать не хочется. Эффектно. Жестко. Все понятно.




Видимо, актуализация эсхатологических рефлексий через наш, локальный конфликт – тоже ход. Увы, некоторые проекты, связанные с войной, вызывает отторжение. В том числе, и «концептуальное» - как понижающие пафос кураторского scientific art manifesto. Упреждая инсинуации на предмет непатриотического мышления, напомню высказывание Геринга (как раз висит в соседней, «плакатной» экспозиции):
«Любым народом очень легко управлять — надо сообщить, что на него собираются напасть, показать ему врага, а всех пацифистов объявить непатриотами».

А закончу реверансом в сторону site-specific инсталляции N.N. Сергея Торбинова (набор шпал, «органично-брутально захвативших галерейное пространство»), чья не менее выверенная подача заставила к ним вернуться еще раз. 

.



И если уж толковать весь этот "стафф" с точки зрения символов и закодированных пророчеств в стиле Ионна Богослова, то увидятся здесь и стигматы будущих великих катастроф (трещины в шпалах), и строительный материал для последующих голгоф, на которые обязательно кто-нибудь взойдет. Только снимать уже будет некому.
tempus edax rerum. Ну и ладно.


ПС. Это ответ на вопрос "Что означает быть современником Христа".