Нам, людям цепким и легко «погружающимся», хватило и этого дня, чтобы ощутить дух фестивальной свободы, а уж "картинку" свободы в разнообразнейших иллюстрациях мы получили практически в полном объеме.



Back to underground


Начали с ретроспективного проекта «Александр ЗамковскийМирослав Ягода: Дистанция ноль»  (МСИО). 





На фоне обильного «отруйного потойбіччя» и бесконечных «споглядань за інфернальною безоднею» львовского трансавангардиста как-то резко выделяется работа Замковского «Амазонки» - клонированные женские торсы, количество которых намекает на бесконечность этого ряда и гипнотическую власть «уорхолловского» тиражирования.
И эффект, ею производимый, таков, что она одна и «сделала» это пространство. Работа уверенно проскочила в категорию актуального, тогда как «ягодинские» полотна уверенно же уходят в категорию артефактов, которые рассматриваешь с любопытством, но без резкого толчка в грудь «оно!».



Проект «Прогулка» Александра Шевчука в «Артерии» - прост и ясен в своих месседжах. Неприглядная изнанка архитектурных изысков. Чудовищные лики и прочий кровавый «ливер» кариатид, невидимые миру в обычном режиме, проступают на фотографиях Шевчука в лучших традициях попсовой urban gothic.





Впрочем, несколько работ чуть тоньше остальных и претендуют на звание «интересных» - ввиду более сложных визуальных решений, рождающих иллюзию чуть более глубоких смыслов.


 




Арт vs технологии


В галерее «ХудПромо» посмотрели Double Portrait Таисии Галаган (Канада). Это портреты в технике стереоживописи, которые проявляются при просмотре через 3D очки: закрыв один глаз и глядя через красный фильтр, вы видите одну версию «модели». Другой глаз, смотрящий через синий фильтр, покажет вам совершенной другой образ – и в этом интрига.




Куратор Маша Целоева обосновала выбор этой серии тем, что Галаган – кроме всего прочего, много лет занимается теорией цвета (предмет, который она преподавала, работая в Vancouver Art Institute). Рассказ Маши о художнице и ее работах произвел на меня большее впечатление, чем сами работы, очевидно коммерческого характера.




Впрочем, выставка в  Darren Baker Gallery поучила неплохие отзывы. Привожу отрывок из рецензии Central and Eastern European London Review:

«Серия «двойных портретов» Галаган выросла из ее размышлений о жанре «автопортретной» живописи и ее значении в contemporary art. Она представляет девять «икон» в пантеоне западного искусства 20-го века – включая Уорхолла, Фриду Кало, Пикассо, Gilbert & George… Все они использовали автопортрет сознательно, чтобы репрезентировать себя как «Художника» - с большой буквы. Двойной портрет Пикассо работает особенно эффектно: закрываем правый глаз и видим последний автопортрет Пикассо, сделанный 30 июня 1972 – черепообразное лицо: страшный старик с выпученными глазами. Закрываем левый глаз, и фильтр показывает его растиражированный образ (в индейских перьях, подпирающий рукой подбородок)… Но самое блестящее в этих картинах – это то, как они работают сами по себе, без оптических «протезов» в виде 3D-очков. Простое действие - объединение двух портретов на одном холсте – проникает в самую суть художественной самопрезентации и раскрывает ее нестабильность, многогранность и фиктивность…»

?

Мне, кстати, тоже было любопытно, как работают портреты без очков. Что в сухом остатке, когда заканчивается шоу? Фикция?


Когда сдаешься без боя


Ну, и предмет основного интереса – проект «Захваченная территория» Романа Громова и Дмитрия Эрлиха, чьи разнообразные плоды (живопись, графика, коллажи, инсталляции, видео) разместились в промцехе на бывшей чаеразвесочной фабрике. Хочется выделить несколько работ.

Если продолжать тему «резких толчков», глаз сразу выхватил работу киевского художника Никиты Цоя  Romulus and Remus N2. Подозреваю непростые посылы или хотя бы нехилый бэкграунд самого «мытця» и роюсь в инете на предмет ссылок. Увы, ничтожно мало, но догадки мои подтверждаются – интеллектуального в подходах много. Всем работам, доступным в инете, свойственна «фрагментарность», искаженность форм, «коллажность» и провоцирование вопросов о подспудных мотивах. Выставочная работа – не исключение.



Кто когда-нибудь глубоко копал биографию братьев, вскормленных волчицей? Между тем, история занимательная – как все истории о прирожденных убийцах.

Ромул убил Рема еще при закладке Рима, после чего какое-то время властвовал (по возможности разделяя), пока… не разделили его самого. Сенаторы утомились стилем правления Ромула, убили его и, расчленив, вынесли останки тирана в виде фрагментов с места преступления.

В народ же запустили «пулю», что Ромул неожиданно вознесся и стал богом. Такие дела. Чем дольше я смотрю на картину Цоя, тем менее абстрактной (в свете историко-мифологического дискурса) она мне представляется. Паззл сложился. А верно ли… Ну, ведь это мой паззл.

Николай Лукин («Картина без смысла») продолжает вырывать сердце и возвращать его на подносе изъязвленным кислотой отчаяния. Тот же эффект одной картины – стена, увешанная работами, «погублена» его «юношей с шиной», продолжившим многовековую традицию всех этих «юношей» с лютнями, перчатками и т.д. Шина… Слишком уж поверхностные ассоциации вызывает, однако деваться некуда - очередной архетип из коллекции Лукина «о нашем времени»…





Смысла здесь, действительно, нет – в его эксплицитном понимании. Но кто мешает нам городить сущности, гадая, не является ли эта шина неучтенным Данте кругом ада «социальных потрясений», или, напротив, это пентаграмма новейшего образца, препятствующая внешнему инферно утащить героя картины во внутреннюю преисподнюю…


Осмотр завершает интереснейшим образом экспонированный проект Burning Down the House Norman Behrendt (Берлин). Студент-дизайнер прославился тем, что вывел немецких трейнрайтеров из тени. Ребята совершенно обоснованно скрывали свои лица от общественности (штрафы за граффити все время растут), и вдруг в 2015 г. выпускается фотокнига, в которой народу явлено 80 портретов этих самых райтеров. Бешеный успех и куча фотонаград.





Это при том, что в ней нет фотографий граффити.
Норман не участвовал в ночных рейдах, его не интересовали их «шалости», ему было интересно вытащить из «новых вандалов» то человеческое, что примирило бы противников трэшрайтинга со страстью этих людей самовыражаться таким способом.




Именно райтеры по просьбе Нормана выбирали формат своей подачи – локацию, степень открытости (лицо «читается» или все же маска-террорка)…


Фон (тихий район, студенческий хостел или сабвей) иногда раскрывал личность райтера, его «драму» даже более, чем сам портрет. Очень интересны 76 интервью с райтерами – вот где вскрываются мотивы… Довольно рискованный coming out – полиция получила свидетельства практически из первых рук. Что делает с людьми соблазн известностью!

Роман Громов, делая развеску фотографий из этой книги, обыграл даже трубы и проводку, неизбежные в промышленных помещениях. Мы не удержались… и обыграли его решение плюс  позу райтера.




Одесский граффити-райтер Eugor, также не особо афиширующий себя в смысле «фейса», оставил след на стене цеха – «Привет гомики!»


Как прокомментировали его «райтинг» в интете: «Есть стайл и энергия». 
Есть. Лайк.


Фотопроект Behind the scenes Сергея Мельниченко – не новость, в том смысле, что почти все эпизоды из серии он выкладывал в фб. Мы лайкали - реально cool. Но только в серийной подаче в рамках одной плоскости будни работников ночного клуба сложились в набухающий депрессией и безнадежностью нарратив, постепенно стирающий снисходительную улыбочку «ценителя искусств».




Заново изучила все фотографии, пережила сюжет каждой… Унесла на сетчатке затухающий взгляд утомленной до беспамятства танцовщицы. Еще один фейковый праздник. Еще одна неприглядная изнанка. Еще одни жрицы/жертвы adult entertainment… Убедительно.

 



Ирония и ПГМ*

Проект «Цветы не со зла» Юрия Шабельникова (Москва) – остроумен, аллюзии очевидны, постмодернистская «иконография», принесшая ему определенную репутацию в «православных» кругах:

«По поводу Пикассо - не знаю, а по поводу некоего художника с именем Юрий Шабельников можно сказать пару слов... Так вот, этот автор, умеющий рисовать даже хуже самого Пикассо (что впрочем считается достоинством современного "художника") плодит маловразумительные работы, пачкая своими нечистыми ручонками библейские темы. Очевидно постмодернистская провокация, в которой Юрий Шабельников решил попробовать свои силы, тоже не вполне ему удается. Чтобы не выглядеть глупо, ему не мешало бы взять пару уроков у провокаторов со стажем, типа Ерофеева».




Ерофееву – ерофеево, а Шабельников вполне справился с насмешливым «троганием» святого писания за сакральные места. Кстати, художник участвовал в небезызвестной 
выставке Icons Марата Гельмана.

К остроумным с легкостью относим и проект «Вторжения» Ирины Вальдрон (Париж).




         
                               
Легионерам декоммунизации – и искушенным десакрализаторам, и профанирующим радикалам  – посвящается. Первые, надеюсь, посмеются, оценив усердие, с каким вышивается на красном полотнище надпись Marylin Manson. Что почувствуют вторые, трудно даже представить. Наверное, глубоко интимное отвращение к столь беспардонному вмешательству в исконно совковое.




Ибо еще тов. Пелевин писал:

«Он произносил слово «пидарас» с тем сабельно-свистящим придыханием, которое встречается только у латентных гомосексуалистов, лишивших себя радостей любви во имя превратно понятого общественного договора».

Знаем мы этих борцов с комуняцкой символикой… Ирина тоже пострадала от бесноватых «верующих»: они попортили ее работу «Хэлло, Долли!» на выставке «Осторожно, религия!».

Видео - отдельня тема. Все круты - и "Окно" Светланы Пригодич (Роттердам) - с так никогда и не состоявшимся диалогом, зато с мучительно прекрасной пластикой тела , и "Ночные рыцари" Joshua Thies (Калифорния) - с его "медитативной" попыткой заполнить разрыв между космологическим идеалом и нашим приземленным экзистансом...





 И мой личный фаворит - "Псы" Elleke Hageman (Роттердам), на которых хотелось смотреть безотрывно... Mesmerizing.


Олег Кулик как альфа и омега самого себя



К слову, о Пикассо и прочих героях "арт-пантеона". Когда Олегу Кулику «задвинули» о гениях, душу переворачивающих своими шедеврами, – в отличие от совриска, возбуждающего всего лишь любопытство, тот сильно раздражился и объяснил, что этих гениев при жизни гнобили и мало или вовсе не признавали. И прочел краткий экскурс о современном искусстве, акционизме, выдав блестящие характеристики и своему «собачьему» наследию, и нынешним акционистам вроде Pussy Riot и Павленского (причислив его художникам, хотя московская арт-среда Павлу в этом статусе отказывает). По ходу пикировался с Утой Кильтер, с тупым упорством заворачивающей все темы на тропу военного конфликта.



Кулик довольно едко прошелся по «ценностям» националистов, религиозных фанатиков и ультрапатриотов:

«Кто-то гордо заявляет: «Я – католик!» А я – картофельный маньяк! «Как это?» А так. Учитывай это. Я такой, с крахмальцем. Могу и подлипнуть».


Ироничен и даже беспощаден к себе и своей эволюции - от большого художника до автора невразумительных скульптур, настолько беспомощных, что даже неловко.




«Лучше бы он продолжал кусать людей», сказал Дмитрий Дульфан, его, кстати, искренний почитатель. И я с ним абсолютно солидарна. Пусть будет вечная ретроспектива былого славного пути, чем эти «поделочные» экзерсисы.
 

Олег втянул в этот формат и гостей мероприятия, ждавших гораздо более скандального «испытания Куликом». Однако все превратилось во вполне цивильную реконструкцию урока лепки для начинающих. И все же лектор он прекрасный и почти три часа я внимала, боясь сходить в туалет.


Организаторам – респект. И за это, и за все прочие радости феста. Завидую тем, кто переживал их подробно и со вкусом. Надеюсь на продолжение.

 
*ПГМ - «православие головного мозга»




P.S.

Михаил Рошковецкий в своем посте, посвященном Freierfest, рассказал о связях Теофила Фраермана с одесской группой молодых "левых" художников. Их лидер  М. Гершенфельд сфомулировал кредо организованной ими "Весенней выставки" (1916):


«Мы идем в театр, чтобы увидеть воплощенными наши затаенные желания […] Мы идем на выставку картин, чтобы испытать те же эмоции, чтобы увидеть воплощение тех же заветных наших замыслов, ощутить то же преображение нашего духа в атмосфере живописных и ритмических восприятий. И [если] эти восприятия останутся на уровне повседневности и нисколько не приподнимутся над нею, мы скажем, что искусства здесь нет. […] Ибо нам нужно искусство легкое, веселое, мудрое и сильное […] Ни исторические реминисценции, ни натурализм, ни слащавая романтика этим зажигательным пламенем не обладают…».


На  Freierfest Odessa 2016 искусство было. "Живописные и ритмичные восприятия" приподнялись над повседневностью так высоко, что до сих пор левитируем вместе с ними.






Слово куратору:


Роман Громов

Нужен ли фестиваль современного искусства в Одессе? Естественно, нужен! Вопрос заключается в том, кто будет его финансировать? Художники за свои деньги?! Это абсурд! В Одессе оплачивают фестивали чеснока и арбузов, что само по себе смешно. За 7 дней Freierfest посетило около 1500 человек. Сказать, что это успех, не поворачивается язык! Такого фестиваля в Одессе не было очень давно, да, собственно, никогда! Мы ожидали больше людей, намного больше. Мы сделали бесплатный вход на все мероприятия, чтобы дать зрителю возможность увидеть все! Это была наш подарок культурной Одессе! То, что мы показали, это не предел наших возможностей, это лишь малая доля всего того, что мы придумали и просчитали. Учитывая отсутствие понимания у чиновников и маленький бюджет, мы сделали все, что возможно! Мы благодарны всех одесситам и гостям нашего города, посетившим наш фестиваль. Мы это сделали не для себя, а для Одессы. В мире есть очень много интересного и крутого искусства, которое мы хотим показывать в Одессе и только в Одессе. Вот такие мы патриоты:)