Музей Современного Искусства (Херсон)
Благотворительный фонд им.Полины Райко
Evstafyev&Mashnizkiy art promoushen
СОУС культура юга Украины
ЦМИ «Тотем»


Представляют проект
Музея Современного Искусства (Херсон)
РЕТРОСПЕКТИВА

Последний художник «Украины»
Посвящается В. И. Попову (1945-2015)

 

Херсон – единственный областной центр Украины, где до недавнего времени ещё сохранялся феномен под названием «рисованные афиши». 

       Художник, ныне разрушенного кинотеатра «Украина», Валерий Иванович Попов вполне может считаться если не основателем этой традиции, то уж точно её «держателем». Он – одновременно самый известный и самый неизвестный художник Херсона, потому что он рисовал афиши для кинотеатра «Украина», который стоял на главной площади Херсона. Таким образом, ежедневно его работы видели тысячи людей. Слава художника давно вышла за пределы не только «Украины», но и Украины. В поисках мастеров, которые до сих пор рисуют афиши вручную, к нему приезжали даже из Индии.


«За 30 лет было потрачено 4,5 тонн гуаши, написано 2880 картин площадью 15 тыс. кв.метров»

      
      Как-то раз художник Вячеслав Машницкий сделал персональную выставку работ Валерия Попова в выставочном зале союза художников, а художник Алексей Совертков написал для выставки его портрет. Надпись под портретом утверждала, что «за 30 лет было потрачено 4,5 тонн гуаши, написано 2880 картин площадью 15 тыс. кв.метров». Сам Валерий Иванович не согласен с этими цифрами, ведь он рисует не 30, а 47 лет – с армии.


       Валерий Иванович Попов – настоящий херсонец. Он родился в 1945 году в селе Ивановка Ивановского района Херсонской области. Школу он закончил в селе Маячка Цюрупинского района, и сразу поступил в Новокаховское училище по специальности слесарь-ремонтник. А через полтора года был призван в армию, и там последние полгода перед дембелем занимался оформлением стенгазет, стал лауреатом смотра военного плаката самодеятельных военных художников, за что получил отпуск на родину. И сразу после возвращения в Херсон Валерий Попов устроился художником-оформителем. Он рисовал для хлопчатобумажного комбината, для клуба Моряков и клуба Ленина, а с 1980 года прикипел к киноафише и рисовал для кинотеатров «Юбилейный» и «Шумен». Последние 20 лет бессменно работал в кинотеатра «Украина».
     
Сам Валерий Попов говорит, что его работы выгодно отличаются от стандартных афиш:


«Когда я рисую, я же всегда могу что-то подправить – у одного нос не красивый, у другого ещё что-то…»


Произведения художника крайне недолговечны: они живут столько, сколько идёт в кинотеатре фильм. Потом афиша закрашивается и поверху рисуется новая. Запечатлеть стадии этого нескончаемого перфоманса можно только на фото.

  

 

 

С 3 по 12 сентября 2010, 
к 50 - летию кинотеатра «Украина» 
состоялась выставка работ Попова В. И.

«Украина – Голливуд»

Куратор - Вячеслав Машницкий.
Автор фильма Алексей Совертков,
монтаж Макс Афанасьев.


 

3 сентября 2010 г. в 16.00 в выставочном зале Союза художников (площадь Свободы) состоится открытие персональной выставки Попова Валерия Ивановича «Украина - Голливуд» – одновременно самого известного и неизвестного художника Херсона. Его работы уже много лет видят зрители кинотеатра «Украина», которому, кстати, в этом году исполнилось 50 лет. 

Херсон – единственный областной центр Украины, где ещё сохранился этот феномен – рисованные афиши. Остальные города довольствуются тиражированными плакатами фильмов, уводя массовый кинематограф всё дальше от искусства и всё больше приближая его к безапелляционной коммерции. Но Херсон не таков. Не такова наша «Украина». На афишах Попова В. И. герои фильмов если не оживают, то уж во всяком случае приобретают индивидуальность. Херсонцам, можно сказать, повезло, ведь молодое поколение в других городах уже не застало такое чудо, как рисованные афиши.         

Афиша – это искусство, или немного истории:

Афиши появились в Греции приблизительно в 4 веке до н.э., Риме - в 1 веке до н.э. Афиши древности были двух видов: рисованные и написанные. Рисованные афиши вставлялись в рамы и вывешивались у театральных дверей. Такой же была реклама, зазывавшая на бой гладиаторов.

       В 1445 году Гуттенберг изобрел печатный станок, и появилась возможность печать афиши. Первые афиши являлись монополией церкви и государства.

        В 19 веке афиша стала одним из самых активных видов рисованной информации и по силе воздействия на психику человека, и по своей эстетической и художественной привлекательности.       

             К концу 19 века цветная афиша, изобретенная в 1869 году Жюлем Шере, была распространена по всей Европе, США и России. Театральные афиши в начале 20 века для знаменитых театров Таирова, Мейерхольда, Станиславского рисовали Петров-Водкин, Родченко, Корбут. В рисовании афиш замечены и такие художники как Пикассо, Дали, Гончарова, Ларионов, Розанова. 


Херсон – последний оплот.

Не нужно недооценивать афишу. Часто задаются вопросом: афиша – искусство ли это? Афиша – это графическое средство выражения какого-либо события, от которого можно ждать высокой эстетической ценности или выдумки. 

Афиша – это отражение вкусов, образа жизни, уровня культуры своей эпохи.

И то, что в Херсоне есть такой феномен, как рисованная афиша – это показатель нашей культуры, в которой «провинциальность» звучит в хорошем смысле, являясь синонимом «душевности».

И пусть кинотеатры уже живут по новым стандартам, кичатся звуком Dolbi в залах и поп-корном в холлах, именно за эти душевные афиши мы и любим кинотеатр «Украина» и его бессменного художника Попова Валерия Ивановича.

 

Елена Афанасьева, «Тотем»