Из более тысячи фотографий автор для выставки отобрал серию натюрмортов, сделанные на кладбище Люксембурга. Неужели всё плохо? Наоборот. Всё очень хорошо. Идеальная страна. Идеальная чистота. Идеальные жители, у которых сортировка мусора доведена до автоматизма простыми финансовыми рычагами. Идеальные микро-садики возле каждого дома с правильно закомпонованными растениями. Красивые холмистые ландшафты, по которым тебя ведут идеальные дороги – от одного замка к другому. Ветряки в полях и солнечные батареи на крышах современных коттеджей. Каждый кадр уже выстроен за тебя и готов поместиться в рамочку с подписью «Привет из Люксембурга». Так неужели всё-таки возможно ли построить идеальную экосистему в отдельно взятом государстве? С коммунизмом это не прошло… Ну разве что удалось приблизиться в модели шведского социализма. Каждый день на работу в Люксембург из соседних стран приезжает 170 тысяч обслуживающего персонала – делов-то, 30 минут пути. Приезжают, чтобы обеспечить идеальный сервис 80 тысячам жителям столицы великого герцогства. Продают товары в магазинах, пекут вкусные булки, водят автобусы, делают причёски и маникюры для живых и выращивают цветы для мёртвых. И уезжают, оставляя после себя идеальный мир. Это трогательно роднит их с люксембуржцами, уходящими в мир иной.



«У нас свободная страна» - любит повторять по каждому поводу русский бизнесмен, уже 20 лет живущий в Люксембурге. Натюрморты в цветочных вазонах оставляют возможность выбора – они все как-бы разные. Возможность выбора для тех, кто выбрал идеальную жизнь и пытается выбрать идеальную смерть. Попытка не пытка…

 

Ирэн Планель, куратор галереи: «В Люксембурге крайне мало своих художников. Обычно мы привозим выставки из Франции и Германии, иногда из других стран. Но мало кто рефлексирует на нашу реальность, только те, кто приезжает и может посмотреть свежим взглядом, кому действительно интересен Люксембург. Недавно серию работ для нашей галереи сделал японский фотограф Кайоши Сасаки – это виды города в авторской технике. Серия «NatureMorte» Макса Афанасьева стала для нас неожиданностью – это совершенно не туристический взгляд, я скорее ожидала таких работ от японца, чем от украинца. Мы выставили эти работы не из-за моды на всё украинское, а потому что, несмотря на простоту формы, в них есть глубокий смысл. Это только кажется, что здесь жизнь простая и лёгкая (смеётся). На самом деле, нам есть о чём задуматься, было бы желание – а вот его-то чаще всего у наших зрителей и нет. Так что нам, современным галереистам, тут есть над чем работать (смеётся)».