Сергей Дяченко
руководитель проекта

 

Общественные пространства, сочетающие в себе элементы отдыха, спорта, архитектурных форм, визуальных и других искусств дают возможность в свободной форме общаться между собой представителям различных групп населения. Скажем больше, на публичных пространствах происходит формирование целостного гражданского общества, они являются ключевыми узлами современных городов мира.

Не следует путать урбанистику с градостроительством.
Урбанистика – понятие шире, включающее изучение и анализ всего того, что влияет на развитие и функционирование города и его ядра.
Поэтому на форум приглашены были не только и не столько архитекторы. 

Форум был проведен в формате воркшопа, и потому мы ориентировались, прежде всего, на студенческую молодежь, ведь она – не только, будущее города, но и наиболее активная часть городской общины. Соответственно, из всего спектра публичных пространств нам были интереснее молодёжные, потому, что происходящее на них – и динамичнее, и не лишено уличного искусства, и, собственно, арт – первое, что нас интересует. 

В молодежных публичных пространствах присутствует феномен их спонтанной организации. Есть что-то, что в определённый момент привлекло первых активистов будущего «движа»: бетонные парапеты, скамейки, поставленные кругом, непонятная скульптура, красивая точка обзора, высокий холм или котлован в центре города. К такому феномену относится «Лебединое озеро» в Комсомольском парке. Созданное в 1970-м г. озеро к 2003 г. окончательно пересохло. Пока шли споры, что с ним делать, молодежь начала осваивать это пространство, устраивать кинопоказы и даже концерты. Акции собирали более тысячи человек. Не считаться с этим нельзя. 

«Лебединка» стала предметом амбиций, политики, борьбы за власть. Нас всё это не интересует. Нас даже не интересует, будет ли там вода или нет. 

 Нас, как урбанистов, интересует её развитие как публичного пространства. Работа с ним – прекрасная разминка для ума, запоминающееся задание, которое способно закрепить представления о значении и функционировании публичных пространств в городе. Другое дело, что идеи эти вполне могут быть реализованы, и они достойны того.

 


Юлия Манукян,
куратор проекта:

В программных заявлениях на нашей ФБ-страничке мы написали миллион букв на тему важности public spaces для города и горожан, объяснили, почему выбрали Лебединое озеро в качестве демонстрационной модели, в течение 6 дней доказывали себе и прочим, что урбанистика и соответствующее видение городских пространств – это прерогатива не только мегаполисов… Участники нашего форума генерировали идеи и оформляли их в виде концептов – ибо мы не ставили перед ними задачу разработать серьезные, содержащие архитектурно-инженерные решения, проекты. Главной целью форума было объединить взгляды и представления на публичные площадки разных представителей громады – и архитекторов, и дизайнеров, и активистов, и творческой молодежи. Людей, способных не просто оправдать название воркшопа «Арт-подходы к диалогу», а диалог этот обеспечить на высоком культурном уровне. По нашему мнению, им это удалось.

И да, мы - за воркшопы, как наиболее эффективную форму передачи опыта и знаний специалистов. Это несколько дня интенсивной работы, с лекциями, практическими заданиями, анализом городской среды и культурных кодов, основами проектирования, работой в командах. Это максимальное погружение в заданную тему – и соответствующие результаты.

Апгрейд общего культурного уровня, в первую очередь. И, конечно, формирование гражданской позиции – через понимание места, в котором живешь, и способов его преображения для своего в нем комфортного пребывания. Через нескучную и творческую жизнь. Через сотрудничество с себе подобными. Такой метод – нагляднее и продуктивнее тысячи бесед на тему «единения и крепления наших рядов».

Еще несколько слов об урбанистике, в частности, о микро-формате. Микроурбанизм - это подход, который предлагает «близкий взгляд» на город, позволяя разглядеть его через детали. Именно они насыщают  повседневность города и привлекают внимание к его главным героям – горожанам, которые, собственно, и «рисуют» карту своих настроений, значимых мест, любимых маршрутов… А мы – исследователи этих наполненных эмоциями и желаниями динамичных пространств. И язык наш, язык арта и культурных кодов – самый живой и потому самый убедительный. И даже наш опыт как граффити-райтеров (см. видео «Вход через Лебединку») – это пропаганда новой коммуникации, когда мы общаемся другом с другом, наполняя город новыми смыслами и кодами.

 

  


Макс Афанасьев,
тренер:

У форума есть потенциал стать той драгоценной площадкой, на которой могут быть реализованы (или хотя бы озвучены) идеи по трансформации городских пространств, могут обсуждаться наши притязания на город, который принадлежит нам по праву живущих в нём горожан. 

Вовлечение в проектирование не только архитекторов и градостроителей, но всех неравнодушных жителей, с одной стороны, напоминает игру, в которой есть много условностей, далёких от реальности, с другой - даёт возможность тем же планировщикам и людям, практически вовлечённым в формирование городской среды, увидеть, как себе представляют общественное пространство его пользователи. И, несмотря на то, что с экономической точки зрения нам рано пока мечтать о каких-либо градостроительных переменах, тем не менее, сейчас важно как никогда определить, каким мы хотим видеть свой город и насколько активными мы можем быть в борьбе за него.

 


Проекты

 

Экстрим-парк «Шум Шин»
Андрей Питомец, Вячеслав Лопатто, Екатерина Горбаткова, Виолетта Будяк, Дмитрий Кондратьев

 


Проект первого скейт-парк гиганта на территории Украины. То, чего не хватало всем скейтерам, паркуристам, роллерам, велосипедистам, ворк-аутерам и другим экстремалам. Формы чаши лебединого озера, взятого за основу для проекта, сами говорят о своем предназначении, плавные линии и крутые наклоны требуют следов тертых шин, гигантские пространства жаждут динамики и движения, остается только всё это дать ей.

 

«Пул-парк»
Виолетта Будяк

 


Пул-парк (парк для роллеров). Территория «озера» делиться на активную восточную часть и спокойную, западную. В круглом амфитеатре за бывшим мостом предполагается зона общения и отдыха, с фонтаном в центре. 

Самое же интересное сосредотачивается в восточной части, где художественно расставляются скейт-рампы, согласуясь с очертаниями бывшего озера. Пулы – рампы с бортами, они более безопасны, но здесь будет и то и другое. Центр озера – одновременно и вход и въезд. Здесь лестницы и рампы. Западнее входов по обе стороны  деревья со скамейками и с фонтанчиками. Но и здесь будет разметка и для катания, площадки  для тренировок роллеров, пункт проката и место инструкторов.

 

 

Геометрический оазис
Андрей Питомец, Вячеслав Лопатто, Екатерина Горбаткова, Виолетта Будяк

 



Кубы, кубы, кубы, пирамида, дерево, кубы, кубы, кубы, еще кубы. Много кубов посреди городского парка создают впечатление рассыпанного лего-конструктора на огромного масштаба газоне. Плюс фонтан – три струи, мощно бьющие вверх, высоко. Фонтан разливается на многочисленные ручейки, создающие свой прихотливый узор на всей территории, обтекая растущие на пути деревья… Их много - вот еще дерево, и дальше, и дальше, здесь вообще всё в зелени, а затем снова бетонные конструкции, на которых можно сидеть, лежать, релаксировать… И снова водяные разливы... Много… Высокие фонари, освещающие все это пространство. Это миниманилистичное описание, на самом деле, таит в себе четкую структуру бетонной геометрии и органический (обтекаемый) дизайн «текущих вод» - комбинация сколь эффектная эстетически, столь и продуманная функционально.

 

 

 
Территория Арта
Молодежный совет при херсонском городком голове

 




Котлован озера – территория для проведения фестивалей молодежных уличных искусств: граффити, стрит-арта, лэнд-арта, инсталляций, перформанса и т. п. Здесь всё для этого есть: бетонные наклонные плиты бассейна, удобные для росписи, широкие газонные плоскости для сооружения арт-объектов и выступлений. В восточной части котлована периодически будет выставляться сборно-разборная сцена. Что делать с арт-объектами после завершения фестиваля – пока не понятно. Если они понравятся публике и устойчивы к уличным условиям, их можно переносить на другие площадки парка или даже по всему городу. Остальные могут забирать авторы или попросту сжигать работы, фиксируя это на камеру. Такая практика существует в мире.

  

 

Детский комплекс «Ух-ты»
Семён Храмцов

 



Детский комплекс удовлетворяющий все потребности в развитии и досуге ребенка:
1 – Еда – Фастфуд;
2 – Экшн – Площадка; 
3 – Деятельность – Мастерклассы;
4 – Зрелище – Кино, театр, концерты;
5 – Развитие – Планетарий. 

 

 

Ревитализация «Лебединого озера»
в общественное пространство «Лебединое озеро»
Андрей Луцик
 




Проектом предложено сохранить общий характер использования «Лебединого озера» как места рекреации, но не предполагается использование его территории для размещения отдельных предприятий или объектов коммерческого направления. Общий замысел рассматривает объект как «точку притяжения» для потоков отдыхающих в парке, и города Херсон в целом, в расчете на экономический эффект от заинтересованности потенциальным туристом непосредственно самим объектом ландшафтного искусства.

Проект предусматривает зонирование «Озера» на три условные зоны осью которых является поток контактной воды, из которого формируются небольшие озера с фонтанами в центральной и южной частях объекта, зоны разбиты с помощью расположения озелененных территорий в виде полос-границ, которые как бы вступают в противостояние с террасами, перерезая их под острым углом. 

В свою очередь такое расположение озеленения является не только композиционным приемом, но и выполняет роль защиты от прямых лучей солнца в жаркое время суток, давая наиболее выгодное направление падения теней. 

Над всем этим, в плоскости верхних дорожек парка в узлах пересечения пешеходных потоков расположены видовые площадки, с которых открываются наиболее зрелищные панорамы.

 

 

The Озеро
Юлия Василькова
 


 

 



Водяна квіточка
Николай Цыганов (отец Николай), 
настоятель церкви Петра Могилы (Херсон)




Прежде чем рассматривать дизайн Городского пермакультурного пруда «Водяна квіточка», мы должны решить главный вопрос – кто будет финансировать данный проект? Мне думается, что оптимальным вариантом будет  долговременная аренда между городской общиной и инвестором. Чтобы заинтересовать инвестора целесообразно выделить ему в качестве бонуса часть пруда в южной его оконечности площадью 700 кв. м., понимая, что стоимость реконструкции данного объекта может колебаться от 1 до 10 млн. грн. Без решения вопроса о финансовом наполнении осуществить реконструкцию данного объекта будет невозможно. 


Пермакультура – это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми на основе экологически целесообразных моделей. Нашей задачей является разработка системы, которая экологически целесообразна и одновременно экономически жизнеспособна. Для осуществления поставленной задачи следует решить несколько жизненно важных проблем в жизни нашего пруда «Водяна квіточка».
 

Старая система водонаполнения пруда, основой которой являлась насосная станция и система трубопроводов, которая закачивала воду с Днепра, в сегодняшних условиях является экономически и экологически нецелесообразной и энергоемкой. С моей точки зрения источником воды может являться артезианская скважина, находящаяся на берегу пруда в районе водяной панорамы, где можно будет наблюдать жизнь всех живых существ, наполняющих наше пермакультурное пространство. Столь ценный и дорогой продукт как вода, следует наливать в ложе пруда имеющего нулевую фильтрацию. Это может быть сплошное бетонирование, синтетические пленки, но так как мы строим живой пруд, целесообразно выстилать ложе пруда толстым слоем жирной глины по методу Зеппа Хольцера. Он является одним из пионеров пермакультуры, где в условиях альпийского климата на высоте  1500 м он создал устойчивую систему ведения сельского хозяйства и аквакультуры. Достаточно сказать, что в его имении находятся 60 рыбоводных высокопродуктивных прудов, которые в своем основании имеют жирную глину.

 Следующим элементом в системе водосбережения является сокращение площади водного зеркала путем насыщения нашего водного объекта искусственными островами, которые однозначно мы отдаем дикой природе, при этом увеличиваем глубину и повышая уровень нашего пруда ориентировочно на 1–1,5 метра. 

Самой большой проблемой в наше время является урбанистический мусор, это – суета, шум-гам, выхлопные газы, шансон, громкая бестолковая музыка – все это сопровождает человека на протяжении всего дня. Следовательно, созерцание водной поверхности, вербы растущей на берегах и островах, маленькие заросли рогоза, аира, водного ореха, кваканье лягушек, плеск рыбы, утки и лебеди – все это бесплатно дарится каждому человеку, пришедшему созерцать нашу «Водяну квіточку».

Не вдаваясь в детали дизайна нашего объекта, мы насыщаем его теми элементами наших Днепровских плавней, которые существовали  до постройки системы гидроэлектростанций. 

Наша «Водяна квіточка» должна вместить в свое лоно все те виды рыб, которые обитали в Днепре семьдесят лет назад, за исключением солнечного окуня. Единственным вселенцем, которого мы принимаем на нашей территории – это карпы Кои – это красиво, целесообразно и вкусно. Утки, лебеди и прочие водоплавающие прилетят сами, для них мы приготовили убежища-острова.

Вокруг пруда будет построена извилистая экологическая дорожка и проходы к воде, где каждый человек будет насыщать свой взор  водной гладью, зелеными островами, а слух – звуками природы. 

Основу жизнестойкости нашей прудовой системы будет составлять зимовальная яма, куда будет вливаться вода с артезианской скважины, два нагульных пруда, и извилистые протоки между ними, поликультурный состав рыб, ракообразных и моллюсков, земноводных, пресмыкающихся, насекомых и птиц. Все вместе они  будут обеспечивать чистоту воды и долговременную экологическую устойчивость  всего водоема. 

Рыбалка будет ограничена. Счастье поймать рыбу и съесть ее, имеет возможность тот, кто посетит наш ресторан «Водная панорама».

Система безопасности объекта будет контролироваться видеокамерами, собственной охраной и сотрудниками полиции.

 

 

Лабиринты в озере
Антонюк Андрей

 





 

 

PS

Есть в каждой области свои авторитеты – люди, не просто транслирующие в мир умные мысли, а апробировавшие свои идее на практике. Им стоит доверять – как в случае с Амандой Берден, участвовавшей в проектировании нескольких общественных мест в Нью-Йорке. 



Отрывок из ее выступления «How public spaces make cities work»:

«Думая о городах, люди представляют себе вполне определённые вещи. Здания, улицы, небоскрёбы, шумные такси. Но я, думая о городах, представляю себе людей. Города связаны прежде всего с людьми. Куда люди ходят, где они встречаются – именно это приводит города в движение. Так что общественные места для города даже важнее, чем здания. В наше время именно там происходят главные изменения в городской жизни.

Поэтому, я думаю, секрет проектирования отличного города - это яркость и живописность общественных мест. Именно они делают город живым.

Но что нужно для создания общественного места? Что притягивает людей в одни места и почему они избегают другие?

Общественным местам абсолютно всегда нужны бдительные защитники. Не только для того, чтобы передать их в общественное пользование, но и для того, чтобы спроектировать их для нужд жителей, а затем поддерживать их в хорошем состоянии, следить, чтобы туда всех пускали, чтобы их никто не оккупировал, чтобы они не оказались заброшенными.

 

Если я и узнала что-то новое, пока была городским планировщиком, так это то, что общественные места обладают властью. Дело не только в количестве людей, которые ходят туда постоянно. Главное - что людей, которые лучше относятся к своему городу из-за наличия в нём таких мест, ещё больше. Такие места могут изменить ваш образ жизни, отношение к своему городу, предпочтение одного города другому, они могут стать одной из самых важных причин не уезжать из города.

Мне кажется, успешный город - что-то вроде классной вечеринки. Люди остаются там, потому что им хорошо».
 




 


Форум проведен инициативной группой «COYC. Культура Юга Украины»
при финансовой поддержке Украинской миротворческой школы
и посольства Великобритании в Украине,
в партнёрстве с ЦМИ «Тотем»,
Муниципальной лабораторией идей
и Молодежным советом при городском голове.

 

Эксперты, лекторы, партнеры, активисты –

Михаил Вустянский,
Виталий Крыжановский,
Елена Афанасьева,
Андрей Луцик,
Полина Трач,
Юрий Капушенко,
Юлия Шапошникова.