Идешь по побережью и чертыхаешься – на каждом шагу детское «архитектурное» творчество, кое надо аккуратно обходить, дабы дитя не получило травму и не зафрустрировало, выразив свой гнев громкими ноющими звуками. Чем уж их так песок манит, что не жалея живота своего, пыхтя и высунув языки от усердия, строят навороченные замки, лихие крепостные стены и просто сооружения самого футуристического вида? Ведь нормальные потом дядьки и тетьки вырастут, руки станут «кривыми», а в голове будут выстраиваться разве что сложные схемы выживания.

Между тем, зря раздражаемся – детишки-то и есть самые искренние «неофутуристы» и класть им на СНиПы и эргономику. Они творят гармонию, о которой мы тоскливо мечтаем с канувшего в мифологическую бездну «золотого века». 

Не людям с их скучно-утилитарными потребностями суждено населять эти песчаные «спейсы», но существам столь же эфемерным и ускользающим, как и само это детское свойство прозревать тленную красоту воображаемого.

А ведь ребята из Баухауза тоже, наверное, начинали с песка, последождевой грязи и прочих подножных субстанций, идеальных для лепки произвольно-фантазийных форм… Это потом они поняли, в чем сила геометрии и изощренных тектонических игр. Это потом они создавали архитектурные объекты, максимально удобные для Homo Sapiens. Но почему, глядя на дело их совсем не кривых рук, думается мне, что никогда не жили они настоящим? Что видение их опережало и их время, и их самих, и предназначено было для человеческого вида, в который мы с божьей помощью, быть может, и сэволюционируем когда-нибудь? Совершенные, как боги, и достойные творений Bauhaus.

Так что пусть детишки возводят свои замки – разве угадаешь, кто из них захочет сменить песок на более стойкие материалы и построить дома, которым захочется соответствовать…

 

Текст: Юля Манукян 



АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

 

от Сергея Андреевича Дяченко

 

Все, кто строил из песка – а я надеюсь, что таких людей много – обращали внимание на ненадежность песочных конструкций. Вылепить Парфенон вот так сразу не получится. Начинать придется с ранних этапов архитектуры – с могильных холмов, курганов и пирамид.

Хоронить в песке – приятное занятие, но не одними ж похоронами живет ребенок. Надо еще оградить себя от коварного внешнего мира и застолбить свою территорию. Это сработает по отношению гоминидам, которые хоть и в последний момент, но перепрыгнут, выматерившись, в сторону от нагромождений. Однако не спасет от мелких ублюдков-разрушителей, – назовем их непредвиденным стихийным бедствием. Такова история человечества, но в ней важнее борьба со знакомыми и ожидаемыми силами природы – солнцем, выжигающим несущую способность песка, и морскими волнами – коварными, но необходимыми для усиления этой же несущей способности.

Результат таких поисков наблюдаем в виде многочисленных суровых раннесредневековых крепостей на оптимальном расстоянии от линии воды с природными гротами под стенами.

Разбираясь с азами строительных технологий и их развитием, как то смачиванием, утрамбовкой с помощью пасочек и других примитивных опалубок, армированием с помощью спичек, веточек, качанов кукурузы и прочего мусора, ребенок ни на шаг не отходит от художественной стороны вопроса. От ступ, арок, куполов, через конусообразные массы он неизбежно придет к готике. А от неё рукой подать к органическому модерну конца XIX – начала ХХ века и современной архитектурной бионике. Такую архитектуру можно буквально «накапать» мокрым песком.

Приблизительно так работал Антонио Гауди – самый заигравшийся в песочнице человек – живой пример того, что, не забывая навыки, приобретённые за неделю на море, есть шанс стать известным архитектором.

 

 

Еще больше фотографий