В большом и белом зале Херсонского художественного музея небольшие скульптуры и скульптурные панно экспонированы очень удачно. И хотя первое впечатление от работ – серый скульптурный наив, дыхание музейного пространство заставляет задержаться, всмотреться, вчитаться.

     Так мы узнаём, что скульптор Феофан в миру зовётся Федорович Вадим Валентинович. В детстве любил вырезать фигурки из белого мыла. Считает, что именно это помогло в 10 лет поступить в Киевскую студию детского творчества при Министерстве культуры УССР. Через три года поступил в Республиканское художественное училище им Т.Г.Шевченко для одарённых детей на факультет станковой скульптуры, где проучился 6 лет. Потом была армия, потом факультет художественно-прикладной керамики института прикладного и декоративного искусства во Львове. В общем, с образованием сложилось.

Сложилось и с карьерой скульптора. Вадим Федорович создал ряд модернистских работ для биохимической фирмы «Axaron» в г.Хайдельберге (Германия), в Александровском детском доме в г.Лодзь (Польша), для фирмы «Майкл Интертайменд» в г.Джексонвил (США); участвовал в международных и региональных выставках. Работает в Херсонском художественном фонде при национальном Союзе художников Украины, при этом являясь ещё и членом объединения художников г.Вальдорфа, Германия. Работы находятся в частных коллекциях в Австрии, Германии, Голландии, Норвегии, Польши, России, США, Украины, Чехии, Швейцарии и даже в Ватикане.

 

     Но вернёмся к выставке.

     Работы из искусственного камня слишком уж напоминают садовую скульптуру. Собачки, черепашка… Того и гляди из-за белой музейной тумбы выглянет садовый гном. Ещё и материал – искусственный камень и полимер, из-за него скульптура смотрится не то чтобы дёшево, но и не дорого. Да и сам автор говорит, что только это ему мешает нормально презентоваться в Европе: «Скульптура ценится в материале. Наш материал там не котируется. Полностью. А для европейского покупателя важен прежде всего сертификат. Если соответствие по материалу есть – тогда уже смотрят на саму скульптуру».

Мы на сертификаты не смотрим. Смотрим на стены. По стенам – библейские мотивы. Именно они наиболее востребованы в нашем отечестве. В 1997 году автор был приглашён в Одессу для выполнения рельефных работ и иконостаса в церкви Св.Марии Магдалины. Когда работа была завершена, храм был вновь освящен Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским, который сказал скульптору: «Именую вас устроителем церквей Феофаном». Отсюда и появился псевдоним, которым автор стал пользоваться на всех выставках – «для запоминаемости».

Среди всех панно христианской тематики (в общем-то канонических), один триптих явно выделяется. Работа самая свежая, 2015 год - «Страсти Христовы» (аллегория пороков) – «Наслаждение», «Гнев», «Глупость». Именно в ней видна авторская экспрессия, от лиц веет чем-то брейгелевским, нагромождение и хитросплетение гипертрофированных тел уводят от канона в сторону искусства. Ещё б немножко…. Ещё б чуть-чуть… И могло бы получиться.

А вот что точно получилось – это женская тема. Формы струятся, льются, плывут, завораживают. Почему-то женскую тему автор чувствует в древнегреческом контексте. Когда ещё не было христианства и было всё можно. Персеида, Эос, Европа на быке. Они хороши. Они получились. В них есть очевидная божественная красота, перетекшая через руки скульптора в материал. И ещё раз обводим взглядом зал. И видим не работы, а всю жизнь скульптора, все его поиски – духовные и материальные. Status Quo.

 

Личный сайт Феофана: http://www.feofan.ks.ua/

Интервью: http://artkavun.kherson.ua/skulptor-feofan-ja-prosto-rabotaju.htm