Итак, художник Крамской. Реалист, передвижник, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. Когда мне на день 13-й рождения родители подарили альбом передвижников, среди которых Крамской был звездой, я немного расстроилась. По родительской логике, если я ходила в художественную школу – то, наверное, должна была стремиться к живописным идеалам, коими и считались реалисты. Посмотрев в день рождения альбом с уважительным выражением лица, я его закрыла – лет на 20. И даже то, что у бабушки в спальне висели две репродукции картин Крамского, одной из которых была «Неизвестная», не заставило фанатеть по передвижникам.

Феномен «Неизвестной» меня настиг во время поездок по Украине. Мы со Стасом Волязловским выполняли заказ министерства на создание книги о многодетных семьях. Объездили всю страну от запада до востока, с севера на юг. И «Неизвестная» смотрела на нас со стен киевских квартир, полтавских хат, деревенских сараев и офисов сельских председателей. Неизвестная, которую знают ВСЕ. Самое растиражированное произведение русского искусства.


Но вернёмся к автору. У всех портретов Крамского были прототипы, и они известны. Вычислить прототип «Неизвестной» так и не удалось. Крамской, всегда имевший много заказов, отставил всё в сторону ради написания этой картины. И на все вопросы о модели отвечал принципиальным и крайне нехарактерным для него молчанием. И потом, сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намёком. Всё это свидетельствует о том, что делалось это осознанно. Вопрос – почему? Зачем? Скандал ему был не нужен, повторюсь – заказов хватало. «Передвижники», революционеры от искусства того времени, не прибегали к ажиотажу как средству продвижения своих идей – это современная PR-технология; скандал очень часто является необходимым условием признания произведения contemporary art.

В пользу мнения, что ажиотаж вокруг «Неизвестной» был продуманным, говорит ещё один факт – роль арт-менеджера (читай – куратора). У Крамского таким куратором и постоянным заказчиком был Третьяков. Все знают, что «Неизвестная» висит в Третьяковской галереи. Третьяков покупал и собирал чуть ли не все картины художника. Но мало кто знает, что на презентацию картины Третьяков пришёл, посмотрел на толпу, послушал горячие споры, и, не сказав ни слова, уехал. И после вернисажа картину не купил, несмотря на очевидный громадный к ней интерес. Только в 1925 году, "погуляв" по частным собраниям и даже побывав за рубежом, она поступила, наконец, в Третьяковскую галерею. Случайность? Не похоже…

Все критики сходятся в том, что "Неизвестная" Крамского - это шедевр. Но... шедевр особого рода. Моё мнение – художник и куратор всё спланировали. Это был долгоиграющий арт-проект, причём крайне удачный. Стратегию продвижения картины после смерти её создателей никто не знал и не контролировал, но это уже было и не нужно – эффект наворачивался, как снежный ком. К 20-м веке к созданию феномена «Неизвестной» подключились ресурсы огромной страны СССР. В результате мы получили самую известную «Неизвестную». И, в отличие от «Джоконды», написанной ради самой картины, «Незнакомка» создана не как картина, а как эстетический феномен-загадка с определённой миссией (успешно достигнутой) - а именно: произвести на свет парадокс «Самая Известная Неизвестная». Вот вам. Получите.

Арт-проект «С.И.Н.» занял сотню-полторы лет. И успешно продолжается. И это не может не восхищать такого фаната современного искусства, как я.

 P.S. В Японии «Неизвестную» Крамского почитают выше «Джоконды», вокруг неё создана целая сувенирная индустрия.

 P.P.S. Последнюю «Неизвестную», которая подтолкнула к созданию этого поста, я увидела в “INSIGHTDanceStudio» (Херсон), в интерьере, в котором выставлены наградные кубки и медали и диван для гостей.