Юлия Манукян, арт-критик

Уникальный опыт – и для нас, и для них. Для них даже более: чувствовалось, что визитеры из Украины – экзотика покруче, чем волонтеры из Мексики или азиатских стран, которых там было на порядок больше, чем европейских участников. Молодые «мытци» (в основном, студенты) присматривались к нам с легкой опаской – такие солидные люди уже, к тому же, из бывшей страны соцлагеря, а теперь зоны конфликта… Что от них ждать? Впрочем, вели мы себя вполне адекватно, демонстрировали свойственное нам чувство юмора, показали себя не-дебилами на воркшопах, потому к нам быстро привыкли и радостно улыбались при встречах. Плюс это сборище интеллектуалов, с которыми нам найти общий язык всегда легче, чем люмпенами (чего уж скрывать).

А теперь об основных месседжах феста. Его тема в этот раз - «(Wie) wollen wir in Zukunft arbeiten?» («(Как) мы хотим работать в будущем?»). То есть, «Какую роль искусство может играть для труда в будущем?», «Каковы пожелания и идеи молодых художников для их будущего?», «Как мы можем организоваться и вообще, кто это «мы»? Этакий «фьючерсный» диспут о нормах и условиях труда творческой единицы. Эти вопросы обстоятельно, с показом фильмов и лекциями от известных европейских экспертов и художников, обсуждались на трансдисциплинарном конгрессе. Но «говорильня» была не единственной формой представления своих видений – прямо или косвенно, эти темы, наряду с экологическими проблемами, расовой и гендерной ненавистью и прочими социально-политическими «негараздами», презентовались в виде перформансов и спектаклей. Кои нас буквально «порвали» - качеством и разнообразием перформтивных форм в рамках одной постановки. А ведь это студенты, на минуточку. Есть чему учиться, на самом деле.

Организаторы transeuropa 2015 на открытии огласили манифест, который они готовили 2 года. Он длинный и красивый, но я ограничусь тем, что зацепило лично меня, а именно – фест поставил себе целью потрясти основы зажравшегося и попирающего собственные демократические ценности Европейского Союза. Ребятам захотелось разобраться с понятием «европейской идентичности», подвергнуть критике «внутренний европейский национализм», «дестабилизировать европейскую «крепость», плодящую маргиналов»… В общем, вполне по-левацки покусать сытое европейское сообщество за толстые бока – чтобы все услышали голоса тех, кого это сообщество оставляет за бортом своих милостей.

Что поражает – юные дарования не просто треплют языками, дабы «вписаться» в манифест и прозвучать релевантно. Они искренне озабочены чрезмерным европейским консюмеризмом, вызывающим парниковый эффект, который губит природу, а значит, ведет к голоду и заставляет тысячи людей бежать из «опасных» районов в Европу. Они недовольны миграционными законами в Германии и готовы вступать в фиктивные браки с беженцами – чтобы узаконить их пребывание здесь. И пусть нам, все еще сирым и убогим по сравнению с этими социально обеспеченными «революционерами», их игры в борьбу за равенство и братство кажутся несколько детскими, такой искренний и действенный позыв не может не вызывать уважение.

А еще они все – принципиальные веганы. И меню у феста было соответствующее. Мы было пригорюнились – «а мясо где?» Но зря: это не просто вкусно, но и весьма разнообразно. Можно не соглашаться с жестким отказом от продуктов животного происхождения концептуально, но с тамошним поваром – мастером своего дела, на гастрономическом уровне это происходит легко. Как говорится, век мяса не видать:)

 

Николай Гоманюк, социолог, драматург

Хильдесхайм. Ну как можно не знать названия этого нижнесаксонского города? Города, где кроме целого списка (в т.ч. ЮНЕСКО) культурных объектов, есть такой содержательный Университет Хильдесхайма, силами художественного факультета которого уже 21 год проводится триеннале Трансевропа. Именно на Трансевропу были приглашены активисты Totem Center Theatre Lab (из Херсона) – как в качество участников ряда панелей и семинаров, так и просто зрителей.

Трансевропа сконцентрирована на нескольких вещах: исполнительские искусства, феминизм, вегетарианство, экологизм. И все они составляли весьма гармоничный ансамбль.

А теперь об ингредиентах по порядку. Исполнительские вещи трудно отнести к какому-либо жанру. И это захватывает, потому что всегда остается двойная интрига – не только содержания, но и формы. Классический театр, перформанс, кабаре, цирк, пантомима, современный танец, рок-концерт – все это может быть в одном выступлении. Потрясающая экспериментаторская работа. И это не какой-то «забронзовевший» фестиваль, не какая-нибудь «Терпсихора Саксонии», а обычное студенческое (в лучшем смысле этого слова) мероприятие.

О феминизме. В Хильдесхайме он был концептуальным и дружественным.

О вегетарианстве. Это было вкусно.

Об экологизме. Мы не обращаем внимания на многие повседневные вещи. На то, как течет вода из крана, как светит солнце и растет трава. В Хильдесхайме как-то мягко подчеркивалась, что это тоже надо ценить и тратить соразмерно.

Но, главное, конечно, творчество. У нас считается, что если на фестивали вы попали на один хороший спектакль – это уже удача. На Трансевропе было неприличное количество хороших перформансов и спектаклей. С иронией, критикой, эстетикой. Может быть, отсутствие этой «забронзовелости» и развязывает руки художникам. Если так – то не надо искать славы и признания человеческого, надо делать свое дело, не обращая внимания на «мосек».

Макс Афанасьев, режиссер, арт-директор

Помните человека с маленькой музыкальной шкатулкой, который подходил к нам и без позволения играл на ней незатейливую мелодию? А рядом был его друг, который нещадно документировал всё происходящее. И вид у этого друга был такой, как все мои вместе взятые стереотипы о сыне немецкой отчизны. Эта парочка стала для меня символом не только фестиваля, но и всей Германии в целом, где полным полна коробочка свобод, при условии соблюдения прописанных правил.

Фестиваль. Он хоть и соответствовал всем правилам проведения подобных мероприятий, но был абсолютной диковиной для меня. Поскольку поверх всех обязательных для фестиваля составляющих, в нём присутствовал налёт пряной экзотики. Начиная от узких возрастных рамок, сквозь тотальное вегетарианство, и заканчивая патологической самоорганизованностью.

Одной из самых важных для меня особенностей стала филигранная вязь форм, событий и сюжетов, объединённых одной темой. Труд как основной тег/образ был препарирован с самых разных точек зрения. Когда казалось, что в теме расставлены все акценты, очередной перформанс раскрывал новые нюансы и новые аспекты темы. Перформативность проявила себя во всей красе. И в скупых по форме, но ёмких по содержанию лекциях, и в минималистичных по декорациям и насыщенным по действию перформансах. Разница в приёмах - вот что меня подкупило более всего. Повествовательность, покинувшая спектакль, как средство иллюстрировать литературный текст обрела себя в форме лекций, где стала такой же нарративной иллюстрацией, но исключительно концепции\идеи.

Где меня пробило на завидос? Вот где. Всегда на фестивалях, за счёт разнообразной программы, о которой пекутся организаторы заблаговременно, есть пару мероприятий, которые выпадают, уходят в фон…. А в «трансевропе», к моему удивлению, не было дыр.

Даже единственный перформанс, который нам «не показался», был нужным. Silent Spring/ Kasia Wolińska – экологический перформанс: гибель амазонских лесов, последняя песнь Земли, точка зрения птиц, медленное погружение в катастрофу, и т.д. Он навёл меня на мысль о новых социальных нормах, куда труд на пользу обществу входил бы естественным этическим компонентом, как, например, обязательная утренняя гигиена. И если семантика и построение всего конфликта в этом перформансе оказались мало убедительными (может, разница в возрасте), то степень рефлексии была довольно высокой.

Наглядно. Я в который раз наглядно убедился в достоинствах образа, построение которого завязано на пластике, танце. И плюс тут не только в интернациональной доходчивости действия. Даже те зрители, которые не 100 процентов владеют языком новых пластических искусств, готовы принять на веру, на чувство, на ощущение сопричастности предлагаемое действие.

Полезно. Театр глухонемых. VOLL:MILCH. Перформенс с участием учеников и работников центра-школы для глухонемых. Спектакль построен на визуализации особенностей мира глухонемых с использованием языка жестов, современной пластики и пантомимы.

Принцип работы с разными социальными группами для популяризации их творчества и создания новых форм изложения нам знаком. В данном случае, поразило сколь новаторской может быть сама форма изложения. Могучий спектакль. И эффект удваивается благодаря осознанию разницы в восприятии творчества глухонемых там и тут. В Украине, что бы ни происходило на сцене, зритель автоматом добавляет бонусы симпатии к социально незащищённым «вертствам населення». И тому есть причины - обилие выступлений и выставок, где уродливое и безвкусное выдаётся за искусство, только на основании того, что авторы - инвалиды. Организаторы как бы просят о снисхождении в оценке их творчества, тем самым дискредитируя и деградируя авторов. В общем, интересная тема работать с выбранной социальной группой. Использовать её особые навыки и умножать или перекраивать их драматургией и современной пластикой. Заявлять их не как цирковых уродов, а как исполнителей с дополнительным набором особых навыков. Для меня морально этическим Эверестом останется задача не использовать их как инструмент, а самому стать инструментом в их руках, чаяниях и надеждах.

22

EDEN -сопоставление двух миров, которые одновременно возникают при коммуникации между исполнителем и аудиторией. Здесь и сейчас наше театральное восприятие сталкивается с царством образов, которые парят в пространствах внутри, снаружи и между телами, которые мы отдаём на хранение мастеру церемоний.

 

Нужно. Во время своей беспечной юности я многократно предпринимал попытки полюбить моноспектакли, где зритель обречён довольствоваться созерцанием одного актёра, который пересказывал хорошо заученный текст с надлежащими интонациями и паузами. И где бы я ни осуществлял свои попытки приобщиться к этой форме прекрасного, меня везде преследовали неудачи. И вот за последние три года, откровения за откровениями. Перформанс EDEN/ Mala Kline. Начиная с уже ставшего нормой интерактива со зрителем, и уводя в райские кущи своего таланта, актриса плетёт ткань спектакля из самой атмосферы сцены, сценического действия. У меня было странное ощущение уникальности спектакля, невзирая на то, сколько раз он в действительности ставился и репетировался. Написал в своей записной книжечке: «Разработать упражнение для студентов, в котором бы они рассказали о двух-трёх годах своей жизни, не используя речь».

«we will figure it out» - перформанс, в ходе которого две актрисы выполняли определённую работу по перемещению деревянных блоков по сцене. Авторы исследуют особенности решения проблем и способы преодоления препятствий. Они изучают, какова может быть стратегия поведения человека связанная с преодолением. Когда можно отступить, когда изменить ситуацию, а когда пренебречь правилами. Безукоризненная вовлекающая режиссура. Смотреть трейлер!

https://vimeo.com/126845026

Это я все к чему? Это я к сумме технологий. Это я к тому, что каждый в отдельности перформанс, представление были, безусловно, хороши, но искра зажигает топливо в конце цикла. Satisfaction на выходе. В финале такого мультиформатного фестиваля происходит эта лелеемая нами в последнее время синергия. Когда сумма всех перформансов многократно усиливает резкость восприятия заданной темы.

П.С. Мы к этому тоже идем – своим темпом, в своей манере, но с тем же упорным намерением добиться от зрителя и резкости восприятия, и желания что-то менять к лучшему. Такие вот дела.

In the frame of Third edition of the EEPAP Residency and Internship Programme


Участь херсонських митців на фестивалі Трансєвропа у Хільдесхаймі (Німеччина) відбулася у рамках резиденції Східноєвропейської платформи виконавських мистецтв (ЕЕРАР - http://eepap.culture.pl/)

<!-- [if gte mso 9]> <w:LsdException Locked="false" SemiHidden=