Отдаем должное вкусу куратора галереи и художника Алексея Солдатова – несомненно, человека опытного, прекрасно знающего все тонкости арт-рынка, имеющего солидную и, что самое ценное в наше время, постоянную клиентуру.


 

 


А. Солдатов делает ставку на реализм, поскольку ориентируется на очевидный спрос, но отбор у него жесткий, ибо и сам является поклонником хорошей живописи, и клиентов своих к ней старается приобщить. На моих глазах некая дама, неоднократно приобретавшая в галерее картины для своей коллекции, «положила глаз» на «Кувшинки» Машницкого. И если в этом случае выбор, откровенно говоря, связан с идеальным попаданием в качестве релевантного цветового пятна для интерьера, то интерес дамы к работе из серии «Картины на память» уже вызывает уважение. Верится, что, действительно, имеет место не только «заточка» на коммерческий успех, но и разрабатывается более интересный для нас вектор – знакомить местных ценителей с образцами contemporary art, с работами «художников-экспериментаторов». Для галереи Вячеслав – именно из этой категории. Куратор «АРТ БЛОКА» увидел его картины в Karas Gallery и впечатлился. Теперь очередь – за «энергетиками», как назвал потенциальных посетителей галереи Николай Гоманюк в своей «концептуальной записке» к выставке:

«Электричество, рожденное в реакторах Запорожской АЭС, уже 10 лет освещает выставки Вячеслава и его кураторские проекты в Музее современного искусства. Настал черед платить взаимностью. Что говорят о работах Машницкого критики – известно, а вот что скажут энергетики?»

К слову, картины прошлых лет в экспозиции не просто так, а по хорошему поводу – 10 лет Херсонского МСИ (Музея современного искусства), чьим директором является Слава Машницкий. Так что ракурс презентации долгого художнического пути взят максимально широко – для пущего понимания оного.

Для справки. Энергодар знаменит тем, что там находится Запорожская АЭС, состоящая из 6 блоков. Собственно, название галереи – это прозрачный намек на то, что выставочный space и все, что там происходит, стал «культурным» продолжением энергетического пространства ЗАЭС, а точнее, его 7 блоком. И «заряжает» он его соответственно – искусством.


 

 


Н. Гоманюк также обозначил один из наиболее актуальных векторов самого художника – передвижничество новой волны, назвав Машницкого «неопередвижником». Слава, действительно, ратует за путешествующее искусство. В свое время он четко наметил маршрут – от Центра к Морю. В приморские глубины, где на жизнь и мировоззрение людей сильно влияет их близость к транзитным путям и курортным сезонам. И вот скачок в иные, сопредельные территории. Вроде бы тоже южная область и где-то там омывается Азовским морем, но, как уверяют нас историки и краеведы, с иной ментальностью и не очень близкими нам культурными традициями и феноменами. Тем более любопытен взгляд тамошних резидентов на работы наших лучших мытцив.



Казалось бы, самое время задвинуть какой-нибудь «искусствоведческий» текст, исполненный в лучших традициях contemporary art criticism. Нанизать много умных слов на интеллектуальную нить критического нарратива и привычным лассо накинуть ее на шею доверчивого читателя. Но вдруг наваливается отвращение к умножению ненужных сущностей – ибо эти пузыри уместно выдувать, если нужно оправдать арт-феномен или придать ему убедительности. Работы Машницкого в этом не нуждаются. Я лучше «спою» о своих ощущениях – и проиллюстрирую тезис о том, что каждое наше высказывание о внешнем есть отражение наших мыслей о внутреннем. То есть, все о себе, да о себе.





Серия «Icons»
- это страшный комикс про нашу жизнь. Кому молиться нынче, как не «нищим духа?» Все эти «ребята с нашего двора» и прочие «околодонные» обитатели – невиннее любого рафинированного эстета, ибо по-прежнему, как и тыщу лет назад, не ведают, что творят. И пока мы, мучаясь «высококультурным» зудом, рассаживаем цветы зла, они безыскусно осуществляют свое право на видовое превосходство. Слава Машницкий и раньше позволял себе макать нас лицом в бытие, исполненное бездуховных бездн, и снова отправил нас в этот же невеселый трип – чтобы испытать нас на крепость задних мыслей и гибкость рефлексий.

И вот мы на месте, перед «иконостасом» нового образца. С безысходностью внезапно прозревших наблюдаем за макабрическими плясками вокруг маргинальности, которую брезгливо пытаемся стряхнуть с пальцев – и не преуспеваем. Потому что это давно не игра, не маска, которую мы надеваем для потехи или чтобы скрыть убогость некоторых наших поз и телодвижений. Это – еще одна наша суть, которую Машницкий слишком уж беспощадно манифестирует. Погружение в житие его «новых святых» и отрезвляет, и отравляет.
 


И с этой интоксикацией уже трудно иронично усмехаться. Это та честность и та подноготная, которую я знать о себе и прочих не желаю, но в то же время не могу не всматриваться жадно в эти сбывшиеся кошмары его (художника) и моей реальности.

 


И потому обращаю свой утомленный безобразным взор на серию «Запад», чья модная стерильность и минималистичность возвращают мне утраченное было равновесие и веру в себя, как в европоцентриста – с теми же проверенными временем и демократией ценностями. Здесь мне хорошо, здесь я вступаю в область безмятежного покоя – все эти «Берлины» и прочие цивилизованные виды европейских урбанистических ландшафтов прокладывают плотный защитный слой между моим трусливым эго и открывшейся мне правдой. И я с не делающим мне чести облегчением пью шампанское - слава Славе!