«Меняю пафос на гипофиз»
Художник Александр Печерский
 

«Только живые фотографии. Только Настоящие девочки.
Современное общество втоптало в пошлую грязь священный акт любви.
А мы отмоем и отчистим, расправим и повесим моменты любви.
И внесем капельку юмора. НЕ СЕКС, А ИСКУССТВО».
Вконтакте


Вот мы и повесили в нашей галерее, наконец, «моменты любви». На радость себе и публике, состоявшей в массе своей из представителей местной творческой и около тусовки, – людей более-менее подготовленных, с подходящим бэкграундом, и потому способных оценить увиденное с точки зрения арта и соответствия его заявленным месседжам (http://coyc.com.ua/post/466).
 



Не то чтобы мы сами не сомневались. Разговоры о выставке с переменным энтузиазмом велись месяца два. Тема висла по причине очевидной - «Страна в огне, а мы - о п…де». Родину безнадежно засасывал военный конфликт, ФБ и ТВ услужливо поставляли новости с передовых, военкоматы исправно рассылали повестки… А нам грезились плотские радости – вопреки. А мы мечтали о вояжах в другие города – множить арт-сущности. В общем, никто не хотел умирать.

На таких разрушительных для психики диссонансах и возникают протесты: вы нам – смерть, мы вам – жизнь.

Сочиняя достойный ответ пляске смерти, особенно активной в периоды войн. Измышляя культурные способы вырвать экзистенцию из лап Танатоса. Меняя, в конце концов, пафос на гипофиз.
 
Опять же весна, панове. А еще Ветхим Заветом рекомендовано некоторые вещи разводить по времени и степени релевантности. Есть время культивировать героический дух, а есть время проходить мимо. И любовь к родине здесь не причем. Мы с упорством навеки проклятых доказываем свое право на рефлексию не потому, что героев отрицаем, а потому, что менее всего нам хочется уподобляться «придворным менестрелям», тонко чувствующим, кому надо пропеть «Аллилуйя», а кого – облить хулой.

Хотя мы тоже стараемся не выпадать из общих настроений. Не желая быть причисленными к «сепарам», совершили изящный (с нашей точки зрения) патриотический пируэт – перевели анонс мероприятия на ридну мову. О чем, кстати, не пожалели - текст «заиграл» неожиданными аббревиатурами вроде В.А.У. (виставка авторських уявлень).
 


А «уявляли» они провокационно – ибо «срамота» (спасибо «соусному» троллю Виктору Петровичу) оказалась тем самым динамитом, разворотившим нетолстый слой необременительной для моралистов «пристойной непристойности»: «Не, ну баба голая, симпатичная – вполне». А мастурбация или, боже упаси, коитус (и не всегда straight) – это уже песни из другой, не такой легкой оперы. Родина и здесь указала «мытцям» их место, издав закон, запрещающий в официально зарегистрированных фотолабораториях распечатывать работы предосудительного содержания.

Работники «домов фото» негодовали с нами в унисон, уверяя, что и сами видят: это не «порнуха», а искусство, но уклонялись жестко – ссылаясь на штрафы и прочие административные последствия. 



Так что простите, господа иногородние художники, быть распечатанными на домашнем принте – это теперь ваша и наша судьба. Впрочем, отличную серию «Воображаемая любовь» Kinder Album и Сергея Мельниченко, работы Марины Фроловой, Елены Субач, Вячеслава Полякова, Кирилла Коваленко, а также остроумные диптихи Стаса Остроуса убить оказалось не так-то легко (закон, конечно, dura, но арт живучее).





О молодых и подающих.

Безусловно, хороша картина «Fillers» Ольги Пузырь. На нее бросался всяк в галерею входящий – от людей вне тусовки до маститых художников. Это первая работа из будущей серии, а замысел ее автор трактует так: «Герои в выходной день, герои незащищены и уязвимы, герои нового дня и вчерашних забот, герои в быту (хочешь быть героем для меня?). Тело как инструмент для достижения цели. Герой нематериален, вопрос потребления товаров и людей сведен к нулю, есть только цель и идея, «наши и чужие». 


 
"Наполнить ли героев романтичными смыслами или переформатировать, а, может, заново внедрить в реалии ежедневного быта?"
 
«Игра в героев» от Пузырь – и забава, и вызов (гомофобам, в частности), и повод взбодрить запорошенный «агитпропом» мозг.



 
Еще одно яркое впечатление – серия рисунков «Селфи» Юлии Логачевой, работы со столь явным «насильственным» подтекстом, что все потребовали объяснений. Нате: «Работа автобиографическая, как по форме (ибо позирую себе сама), так и по содержанию – передаю опыт и впечатления, пережитые мною лично. Собственно, речь идет о чувствах, которые равно как приятны, так и мучительны для автора, а, стало быть, и для героини моих картинок... О наваждении, которое разъедает изнутри. Визуально метафора передана толстой веткой тополя, которая насквозь пронзает тело девушки в области груди. Это работа – прежде всего, о человеческой хрупкости, беззащитности, виктимности. Героиня как бы просит о помощи окружающих, которые, впрочем, не хотят ни понять, ни поддерживать себе подобного в бедственном положении, а наоборот: «слабость», «изъян» - это лишь повод для общества надругаться и унизить. Хотелось затронуть вечную тему аутсайдерства и одиночества.



Как-то меня спросили, а почему они почти все голые на твоих картинках… Ответ: потому что для толпы нет ничего более сладостного, чем обесчестить одного, быстро выявить того, кто не такой как все, и этим уже априори таит в себе опасность, – схватить и раздеть всем на смех... 



А уж является ли это кульминацией или только началом расправы – зависит от того, насколько большую угрозу несет твоя личность».
Сентиментально и жестко одновременно. Посетители были по-настоящему тронуты той степенью открытости автора, которая есть акт поистине гражданского мужества во времена, когда искренность все чаще путают со страстью к грязному белью.
 




Над всей экспозицией висела на ниточке та самая «п..да», которой все обычно накрывается, - удивительно натуралистичный слепок с натуры, исполненный Риной Васильченко, причем сакральных отверстий было несколько - со всех сторон. "Чтобы никто не ушел обиженным". Автор заложила еще один смысл: это - Дамоклов меч, который имеет тенденцию зависать и угрожать… Апокалипсис в потенции.
 



Константина Терещенко, представившего работу «Слезки похоти», принято в глаза называть «экстравагантным» и «продвинутым», а за глаза – пожимать плечами и даже бросаться ярлыками типа «салонный». Во-первых, он разный, и есть у него работы, действительно, покруче. Во-вторых, нам нужна была определенная тематика и Костя в этом смысле нам абсолютно угодил. А в-третьих, он при всей своей (уже доказанной) уникальности в постоянном поиске и мне, например, интересно, что с ним будет 5, 10 и т.д. лет спустя. К слову, эти прихотливые изгибы составили эффектный контраст с «наивным» полотном Александра Печерского: две дамы «ню» - одна субтильная, а вторая одарена сверх всякой меры и по доброму протягивает более тощей фемине насос - подкачайся, подруга, не пожалеешь; короче, на лицо извечный конфликт постно-плоского и возбуждающе объемного. Намек прозрачен – в эротическом контексте женщины с формами имеют больше шансов на успех.
 

О маститых.

Их было целых три – Вячеслав Машницкий, Стас Волязловский, Александр Жуковский. Велика им дяка – не побрезговали мероприятием, добровольно отдали свои работы (я опять пыталась выкрасть «целующихся девушек» Машницкого. Дивная, дивная работа!).



Саша Жуковский задел за живое «наивным» вуайеризмом – девчонки купаются в ставке, мальчишки подсматривают и вожделеют… Жизнь!




Волязловский же выдал «свежак», не поленившись в рекордно короткие для него сроки (ночами не спавши) «выпустить» стенгазету, в коей делился своим не самым удачным любовным опытом. За что получил полные карманы сочувствия и понимания от зрителей мужского пола.



 

О «дигитале».

Да, мы тоже не лыком шиты, «цифровое» искусство понимаем и приветствуем. А кормчим на этом продвинутом пути выступил Макс Афанасьев, работы которого мы знаем по Интернету (ввиду нашего присутствия в кругу его ФБ-друзей).



Люди же, не знающие, хвалили отличную живопись и удивлялись, что это не совсем традиционное «масло». И, хватая Макса за руку, горячо рекомендовали ему не робеть и перейти на привычный «пастоз». Не-е-т, господа, у нас другие планы – устроить выставку digital art. И пусть «цифровики» сойдутся в баттле…
 

О текстах.

В программе значились стихи. Народ, лениво ожидавший монотонного распева в стиле Бродского, был мгновенно выведен из каматоза импровизированным слэмом – в рифмоплетстве соревновались Волязловский (отжегший как всегда в сфере сексуальных девиаций), Юля Логачева и Владимир Рейнхарт. Последний просто заворожил своими «плетьми наслаждений» и «железными секс-машинами». Пассионарий эротического слога, прости господи:)


Юля Логачева "Мы куда-то едем..."


 


Vladimir Rainhearth "CyberSexDoll"


Для любителей "хардкора": три шокирующие документальные истории от Таши Рык про бабушек, которые, несмотря на почтенный возраст, ведут зверски нестандартную (в буквальном смысле) личную жизнь. Истории проиллюстрированы фото-диптихами, где третье поколение соседствует с юными и "борзыми" - не подозревающими еще, что и на пороге смерти мы не чужды этих самых плотских удовольствий.

Ну, а завершил этот литературный салон Александр Зырянов с не новой, но идеально вписавшейся в тему пьесой «Похождения Мелиссы» – «Одноактная пьеса о трудовом будничном дне двух оперуполномоченных. Есть дно. Есть порнография. Но с ней борются». Для чтения реплик своих героев автор выдернул добровольцев из публики, так что обещанный интерактив состоялся.
 


Об акционизме.


Гостей встречал и развлекал эксгибиционист от арта (перформанс Семена Храмцова и Андрея Лусты) – распахивая плащ, чтобы показать… о, нет, не то, чем природ одарила, а рисунок Саши Жуковского, впрочем, самого эротического содержания. Этот вульгарный (намеренно) акционизм был воспринят посетителями вполне адекватно. (Хотя, как видите, некоторым все же хотелось большего - одним артом в зрелищном плане сыт не будешь:)


Цитирую Юрия Николаевича Житняка, экономиста:

«Через сексуальное удовольствие легко увидеть проблемы современного человека: изоляцию, одиночество и крайнюю зацикленность на себе. Поэтому ключевые словами культурной акции «СОУСА» «зАТО – любовь» звучат, как «просто» и «честно». Благодаря им можно переварить даже самое экстравагантное зрелище, в котором избежали игры в морализаторство, избавления от ложного стыда. И, наконец, участники культурной акции внесли свой вклад в повестку дня — в стеб над охранителями нравственности.

Фишка акции была в тесте на ханжество через образ «городского извращенца».

В этом смысле акция провоцировала на готовность обнаружить в себе этого «извращенца» и не побояться взглянуть ему в глаза. В итоге получилось качественно, умно и ничуть не пошло».
 

О провокациях.



Куратор выставки Семен Храмцов в своем исследовательском порыве зашел довольно далеко – предложив присутствующим пройти (пародийный) тест Роршаха. Смех смехом, а результаты показательны: интеллигентные люди заметно напрягались в своем нежелании видеть откровенные «генитальные» символы и выдавали такие ответы, что впору их отправлять к сексологу – ребята явно боятся обвинений в эротомании. Неинтеллигентные не боялись ничего и безыскусно называли вещи своими именами. И все же, как человек, ценящий интеллект и воображение, радуюсь, что непростая трактовка «фрезеровщики за станком» победила плебейскую «п…ду с ушами» ☺
 



 
Мнения.

Итак, у нас свой, отличный от "текущего момента" пафос. Вопрос только в том, к чему он приложим в рамках нынешнего культурного дискурса?


Макс  
 
А к вечному – ортодоксальной любви, пусть все это и есть пированье во время чумы, как считает Макс Афанасьев, арт-директор ЦМИ «Тотем». И добавляет: «Любовь когда-нибудь победит жадность. Пока любовь теряет своё первоначальное значение, выступая приставкой к идеальному чувству к родине. 

Может, всё изменится, когда
патриотизм переквалифицируется из социального феномена ненависти в социальный феномен созидания.
 


Здесь я не могу не привести цитату одного пожилого философа из соседнего государства:

«Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, - а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно». 
Л.Н. Толстой
 
Сейчас в основополагающей триаде интересов человечества - «Секс», «Смерть», «Скандал». Хочется хотя бы в плане восстановительного релакса обратиться к сексу. И первоначально выставку Семён Храмцов задумывал как оду Любови. Однако из неё вычленить чистый Эрос, увязающий в вездесущих осадках Танатоса, уже сложно. Возможно, этот чистый эликсир Love concentrate можно синтезировать из работ Марины Фроловой. Но в остальном вся конфликтность и патологичность современных тенденций осеменяет и наш мир, расположенный в 10000 световых лет от цивилизации. Может, надо было ограничиться выставкой китайского эротического плаката и совместным просмотром «Эммануэль- 3». Но, блин, всегда хочется узнать: а как у нас, кто чего рисует и как у него это получается. Из того, что Семён отобрал, мне показалось, что получается у всех. Может, не всегда в любви, но в творчестве наверняка. Места бы побольше».
 



 
  Николай Гоманюк, драматург и социолог, видит в мероприятии четкий отсыл к постперестроечному прошлому: «Выставка «Зато любовь» произвела на меня неизгладимое. Меня как будто макнули в 90-е. Или даже в перестройку. Вот даже на уровне тел. Художественный квартирник – это ли не прелесть?

Не поймешь, чего было больше – ощущения свободы или запрета.

Вроде бы все открыто, но нет – какое-то подполье ощущается. Думаю, это от активного присутствия перформативного компонента. Его поддали эксгибиционист-демонстратор работы Жуковского А. Луста и куратор С. Храмцов, который систематически перфорировал черные стены галереи своим белым расписным пиджаком. И тут еще Волязловские-Блок, вольготно возлегающие на леопардовой постели. Короче, прямо целый хэппиниг получился. Так что смотреть «Любовь» мало. Надо участвовать».


 
 

СЛОВО КУРАТОРУ:



Культу Войны противопоставить можно только Культ Любви. 

Война несет смерть, любовь несет жизнь. Война деструктивна, любовь созидательна. Как качественная война – это искусство, так и подход к любви должен быть искусным. Центром силы становится такие сущности, как любовь, секс, порно, соитие, оплодотворение… Используя эти теги и задачу (а задача – противостояние военной агрессии), можно изобретать эффективные инструменты для ее решения.

В качестве закрепления этой теории мы сделали событие, посвященное исключительно Любви в ее незавуалированном пропагандой виде, без сердечек и амуров, без пошлости и прямолинейности. Оно заключалось в презентации работ порнографического характера художников, фотографов, писателей и прочих творцов юга Украины.

Это событие – всего лишь манифест, один полупиксель той картины, которая может отображать нашу действительность в будущем, если эту мысль взять на вооружение.

Вот еще несколько идей для развития этой теории:

1. Легализировать проституцию, тем самым уменьшив психологическое напряжение в обществе.

2. Устроить сексуальную революцию, что очень популяризирует страну и даст соседним народам повод для зависти.

3. Для футурологов: изобрести оргазмическую пушку или защитное любовное поле, попав в которое агрессор получает дозу дофомина или парализующий оргазм.

4. Обнаженные люди, как символ свободы. Они могут быть эффективным способом индикации консервативно настроенных граждан, в которых аккумулирована агрессия, и которые могут быть проводниками войны.
 
И Т.Д.

Лучшие мировые умы, да и вы сами, сможете придумать свое оружие сопротивления основанное на этой теории. Мы только заявили о том, что смерть победить возможно, а дальше нужен разумный и главное – культурный подход. 


 
P.S.

Как бы кто ни относился к Анатолию Ульянову (не одобряя его за ультра-пацифизм, в том числе), это один из самых лучших арт-критиков и его мнение стоит того, чтобы стать окончательным оправданием наших усилий:

«Одно из худших извращений – табу на красоту. Не существует ни одной здоровой причины, по которой Прекрасное может быть запрещено и спрятано за занавес из стыда и болтовни о морали, нравственности и т.н. непристойностях. Цензоры Прекрасного не имеют оправданий. Напротив, именно они являются носителями того зла, которое порицают. Зачастую, именно их больное восприятие рождает пугающие сексуальные сюжеты, не имеющие к подлинной красоте никакого отношения. Красота всегда естественна. Попытки утаить её – это предательство самой природы».

 



Увы, обо всех участниках выставки в одной статье не расскажешь.
Между тем, благодарим каждого:


- Наталья Блок (Херсон)
- Анна Храмцова (Херсон)
- Владимир Рейнхарт (Херсон)
- Слава Поляков (Львов-Херсон-Одесса)
- Елена Субач (Львов)
- Марина Фролова (АР Крым)
- Сергей Мельниченко (Николаев)
- Киндер Албум (Львов)
- Ольга Ланник (Одеса)
- Кирилл Коваленко (Симферополь)
- Стас Остроус (Херсон)
- Константин Терещенко (Херсон)
- Юля Логачева (Херсон)
- Стас Волязловский (Мир)
- Вячеслав Машницкий (Херсон)
- Ольга Пузырь (Херсон)
- Рина Васильченко (Херсон)
- Семен Храмцов (Херсон)
- Александр Зарянов (Херсон)
- Макс Афанасьев (Херсон)
- Андрей Луста (Херсон)

И всех тех, кто помогал, а, особенно, тех, кто учавствовал в он-лайн воркшопе
Далi буде!