...Но интервью удалось взять только в купе поезда «Харьков-Херсон» - когда уже отступать ни нам, ни Сергею было некуда.

Попутно дегустировали самогон, приготовленный бабушкой харьковского художника Романа Минина, отчего беседа приобрела несколько фривольный тон. Это так возбудило молодого человека нетрадиционной сексуальной ориентации, ехавшего с нами, что он немедленно записался в фаны Мельниченко. А почему, станет понятно из интервью. Вот такая желтяковая замануха, господа!

(Хотя куда нам до заголовков типа «Николаевский фотограф показал гениталии в «Онлайн одиночестве»)

 

 - Ты как вообще в фотографическое дело попал?

 - В 2009 я сделал пирсинг языка. Мне тогда 18 лет было. Когда мама и бабушка это увидели, то сказали: «Ради бога, сними это уродство, а мы тебе фотик подарим».

 - Это же шантаж! И ты повелся?

 - Ну, я взвесил за и против, и решил, что фотик того стоит.

 - И ты, значит, им сразу же воспользовался?

 - Да, начал снимать что попало, попсу всякую.

 - Кошечек, собачек?

 - Нет, животными не увлекался. Потом постепенно перешел на пленочный фотоаппарат и начал работать с постановочными сценами.

 - Не пробовал записаться на какие-нибудь курсы?

 - Нет, я тогда к этому серьезно не относился. Сидел на фотосайтах, смотрел картинки – кто что делает. В теорию не углублялся.

 - А когда ты понял, что снимаешь не просто «картинки», а что это уже тянет на арт-продукт?

 - В конце 2010-го, когда я начал снимать на пленку. Причем это была чужая камера, и со мной ходил ее владелец, вставлял пленку, настраивал диафрагму, выдержку, а я уже делал кадры. И пошли у меня черно-белые серии. Выставлял на сайты - чтобы оценили. Что-то нравилось людям, что-то критиковали. Так 2 года все это продолжалось.

 - А кто-то из фотохудожников нравился?

 - Роман Пятковка. Я его считаю своим наставником. Хотя мы делаем абсолютно разные вещи, его работы мне очень нравятся («Игры либидо», «Коммунальная квартира», «Советское фото»). Я увидел, что он в Харькове читает лекции. А он как раз из Хьюстоне после фотобиеннале вернулся. И я вырвался в Харьков буквально на полдня. Он удивился: зачем тратить деньги на такую короткую поездку. Но я его убедил, что мне очень надо. Он посмотрел мои ч/б серии, а потом позвал на Харьковское Портфолио-Ревю. Но я на него не успевал, да оно и не случилось. Тогда я просто поехал к нему в гости с распечатанными работами и именно тогда Роман посоветовал мне снимать обнаженку.

 - Так это с его легкой руки..?

 - Да, он как-то рассмотрел этот талант во мне. А у меня как раз тогда и родилась идея со спортзалом, я даже кадры распланировал. Но у меня это было чистое эстетство, за счет одежде, в том числе. А тут подумал, почему бы, действительно, не раздеть модели? Вдохновленный, вернулся домой и на следующий же день договорился с ребятами из спортзала.

 - Ты явно метишь в мастера мужского ню. Женским телом в принципе не интересуешься?

 - Я пробовал снимать, делал наброски, но мне не понравился результат. Я не получаю кайфа. С ориентацией у меня все в порядке - люблю женщин. Но работать с ними не планирую.

 - Да чем же тебе женское тело не угодило?

 - Неинтересно и все. В работе с мужским телом меня увлекает сам процесс.

 - Наверняка ты в курсе, что тема мужского ню «прокатывает» сегодня легче, чем, женского. Учитывал этот конъюнктурный момент, если по-честному?

 - Конечно. Но это все равно не главное. Просто так совпало.

 - Эта серия, «Шварценеггер - мой кумир», судя по твоим отчетным постам в «фейсбуке», охотно отбирается на разнообразные фотовыставки. Где сейчас ее можно увидеть?

 - В Буэнос-Айресе. Я списался с тамошней галереей и они мне сами предложили устроить у них персоналку. Я сам себя продвигаю. Посылаю работы на конкурсы, списываюсь с редакторами профильных журналов…

 - Такое впечатление, что ты - везде!

 - Ну, да. А как по-другому? Кто обо мне узнает, если я лично этим не займусь? Я и к Алевтине Кахидзе на резиденцию так попал. Я ей написал и она мне предложила поработать 2 недели в Музычах (под Киевом). Я, правда, изначально мылился на резиденцию в Прагу. Но и в Музычах все прекрасно получилось.

- Как родилась идея проекта «Одиночество онлайн»?

 - Пили с друзьями на хате, сидели в видеочатах, дурачились… И я начал замечать эти все приколы, когда чуваки там обнаженные. И у меня в голове возникла идея. Пришел домой, стал прикидывать, как это можно обыграть. Потом ночью я начал принтскринить этих чуваков. Изначально хотел совмещать их с интерьерами, но это показалось мне скучным. Отправил Пятковке и он посоветовал сопоставить их с символами одиночества. В итоге я выбрал деревья – тоже какие-то одинокие. Специально снимал на телефон – чтобы по качеству они совпадали с принтскринами.

- Как ты, кстати, с моделями договариваешься?

 - Да просто…

 - Как просто? «Значит так, Федя, ты снимаешь трусы, а я снимаю тебя» - так что ли?

 - Чаще всего, это мои знакомые. Есть у меня группа товарищей, которые всегда готовы. Иногда пишу в соцсетях, может, кто-то хочет себя попробовать в этом деле. Бывает, потом просят удалить фото, я же контракты с ними не подписывал. Так со «Шварценеггером» получилось. Мой друг там участвовал, а спустя полгода, когда уже публикации были, куча просмотров, попросил убрать его фото, типа проблемы с девушкой из-за этой фотосессии. Пришлось убрать. Теперь-то я поумнел, заставляю подписывать релиз модели.

 - UPHA –это круто? Лично для тебя есть польза быть с ними?

 - Конечно. Там много реально талантливых авторов. Плюс это возможность участвовать в знаковых выставках. Меня когда приняли, то сразу договорились о моем участии со «Шварценеггером» в Лондоне, на выставке "УФА" - "Cult of the body". На венском фестивале Vienna Photo Book Festival у нас даже был целый столик с нашими книгами. Продали мою книгу «Loneliness online».

 - Что показал на харьковском «Non Stop»?

 - Сергей Братков отобрал две серии - «Блокпосты» и «Близнецы». Меня в близнецах заинтриговал момент зеркальности. В конечном варианте я назову серию «Военкомат». Это сейчас актуально.

 - Кто спорит. Мне вот нравится твой проект «Фэшн». Парнишка там такой… нежный. Да и вся работа чрезвычайно эстетская - в самом хорошем смысле. Тонкая, в общем, работа. Но у нее такого признания, как у «Шварценеггера» - более яркого и с более внятным для зрителя месседжем, наверное, нет?

 - Ольга Корсунова (основатель и куратор фонда информационных и культурных программ «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург) отобрала ее на фотоконкурс Prix Pictet в 2013 году. Тогда еще номинировался Борис Михайлов. Он попал в финал, а я нет. Но все равно это круто. Ольге, кстати, очень понравился проект «Воображаемая любовь», хотя он практически целиком – заслуга Kinder Album (я ей фото свои прислал, а она уже все остальное сделала). Но Ольга сразу предупредила, что в России такое не выставишь.

 - Это да. Тебе-то самому нравятся эти работы?

 - Мне все свое нравится (снисходительный, но слегка завистливый смех в купе: «Ничесе самомнение»)

Далее в разговор вступил новоиспеченный «фан», по ходу беседы плавно сокращавший дистанцию между собой и кумиром, Мельниченко, то есть. Много чего любопытного мы узнали из его личной (ого-го-го какой бурной) жизни, но это уже другая история. А все равно ему спасибо - скрасил остаток пути и Сергею, и нам, его преданным отныне попутчикам.

В качестве анонса: проект Сергея Мельниченко «Арт Бук», сделанный в рамках резиденции у Алевтины Кахидзе, будет представлен на фестивале «Terra Futura-2014».