Чудесный дом бабы Нины

Когда-то вся Украина узнала об уроженке Цюрупинска – художнице-наивисте Полине Райко, разрисовавшей каждый сантиметр своего дома. Ей самой кусочек славы достался еще при жизни. А сколько таких самобытных творческих личностей живет в наших «глубоких перифериях», «креативит» помаленьку, а мы ничего о них не знаем? Обидно. И нам, и им. Хорошо, что случилась очередная Terra Futura, да еще с такой актуальной нынче темой - «Внутренняя Украина». Она и подтолкнула резидентов «Соуса» на поиски интересных интерьеров, сделанных интересными людьми. Наш первый «трофей» - дом Нины Васильевны Кузьминой (65 лет от роду), живущей в поселке Железный Порт.

 

Рисование как арт-терапия

Когда заходишь во двор, первое, что бросается в глаза – изображение Солохи на стене пристройки к дому. А дальше ей «до пары» - пан Тарас. Это любимые персонажи Нины Васильевны из украинского фольклора. Первым, кстати, Солоху увидел местный участковый. Баба Нина (так она сама себя называет) предложила ему с ней «прывитатыся». Участковый, не сразу заметивший каринку, слегка опешил, думал, у Бабы Нины видения начались. Но потом рассмотрел и, соответственно, «раззвонил» по всему поселку. Приходили смотреть, удивлялись. Вообще, народ посмеивается над ее «художествами», но не зло. Мало ли чудаков на свете.

Это первые попытки Нины Васильевны рисовать людей. До этого она отдавала предпочтение цветочному декору. Пан Тарас появился в прошлом году, то есть уже пережил одну зиму. Чтобы бедолага не замерз с наступлением холодов, баба Нина справила ему зимний гардероб: пририсовала кожух и рукавицы. А на лето снова вернула летний «лук». Так она собирается поступить и в этом году, только кожушок нарисовать подлиннее – исходя из прогнозов о грядущей снежной зиме. Есть надежда, что Солоха и Тарас встретятся на одной «живописной» территории. У бабы Нины уже много эскизов жанровых сценок с их участием, очень, кстати, грамотно нарисованных. Чувство пропорции у сельской художницы отменное.

Страсть к рисованию у Нины Васильевны – от мамы. Та в свое время сильно мучилась мигренями и профессор, ее консультировавший, посоветовал во время приступов черкать что-нибудь на бумаге – отвлекаться. Сначала это были просто хаотические линии, а потом мама стала изображать дома, людей, животных... И так увлеклась, что изрисовывала целые альбомы, увы, не сохранившиеся. Сама Нина начала рисовать благодаря весьма печальному обстоятельству.

Нина: ««Рисую с детства. После войны ходил один дядька с пилой по нашим местам, а там у пилы есть спиралька. Я, малая, подошла до той спиральки – хотела ее разогнуть. Она ж хрупкая, взяла и сломалась. Перерезала мне жилу, кровь фонтаном… Мама меня сначала в медпункт – чтоб заштопали, а потом – в лавку, где купила мне альбом и карандаши. Лежу на печи, малюю, рука болит, я плачу… Показала мне мама, как квиточку рисовать. С той поры я их и рисую».

Эти «квиточки» стали «брендовым» декором в хозяйстве бабы Нины. Их можно увидеть везде – на скамейках в огороде, в душевой, на стенах комнат… Даже туалет «расцвел» в том же духе, отчего посещать его вдвойне приятно.

«Я – экстремалка»

Для этой гордой заявки у бабы Нины есть все основания. Молодость она провела задорно - в армии, куда пошла не просто добровольно, а с большим энтузиазмом. Служила она в полку связи при штабе военно-воздушных сил, в самом сердце столицы Украинской ССР - на Сенном рынке.

Нина: «За два года я насмотрелась всякого. Это же штаб! Мне там очень понравилось. Нас предупредили, что служба будет тяжелая и половина девчонок сразу порвала свои военные билеты и разбежалась по домам. А я осталась, хотя была самая маленькая в нашем отряде. У меня и позывной был такой - «Малючка». Его все знали: «Кто передает сообщение?» «Малючка» - «А-а-а, Малючка!» Представьте, иду я впереди, а за мной целый взвод здоровых парней марширует. Зрелище еще то! Если бы я была мужчиной, наверняка дослужилась бы до офицерского звания».

Служить связисткой было почетно, но скучновато. Через два года, несмотря на уговоры остаться, Нина перешла… в ракетные войска (в Белоруссии), где отслужила второй срок. Там и обстановка была понапряженнее, и ребята более лихие. Если в первые 2 года службы Нина запрещала себе заводить «шуры-муры», то здесь ретивое не выдержало - нашла себе мужа, родом из Житомирской области, куда и переехала жить после свадьбы.

«Экстремальный» характер Нины проявился и здесь. Одно из самых ярких впечатлений того периода - незаконное проникновение на секретный объект: «Помните историю с американским летчиком Пауэрсом? Ну, которого сбили наши зенитчики, когда он пересек границу СССР? Так вот мне удалось попасть в бункер, где была та самая ракетная установка, которой сбили. Я ее даже «полапала» тихонько. Как пробралась? А пока на меня внимания не обращали, я и проскользнула. А потом так же выскользнула. Никто и не заметил».

Увы, страсть к ракетам до добра не довела. Нина Васильевна устроилась работать на ракетный завод, где пришлось работать с аммиаком – веществом крайне ядовитым. Еле потом в больнице откачали и настоятельно посоветовали сменить тамошний сырой климат на более мягкий. Так Нина Васильевна оказалась в Железном Порту. Как известно, у каждого своя дорога к морю. У бабы Нины она оказалась не от хорошей жизни. Да и купаться она не любит. Но на это есть уважительная причина, даже две. Во-первых, она чуть не утонула в реке (как и ее мать) и больше решила судьбу не испытывать. Во-вторых, раздражают толпы отдыхающих. Но любить землю, на которой она теперь живет, это ей не мешает.

Со страной в унисон (страсти по Майдану)

Удивительные мы иногда наблюдаем метаморфозы национальной самоидентификации: провести почти всю сознательную жизнь в «совке», служить в советской армии и так искренне переживать за «незалежнисть» Украины. Тихий такой патриотизм, без пафоса и лозунгов. Да, есть страх перед возможной оккупацией, но нет желания бежать. А есть желание украшать свой дом росписями и вязаными панно (отлично баба Нина вяжет) - и себе, и людям на радость. Впрочем, каковы времена - таковы и «украшательства». Нас просто поразили панно, посвященные Майдану. На одном - три примитивных цветочка в центре композиции на разноцветном фоне. Казалось бы, обычный «фольк-декор». Но каждая деталь и каждый оттенок несут свой смысл.

Нина: «Черный цветок - смерть, голубой – слезы, красный – любовь, «майдановская» свадьба. Помните, ребята молодые там поженились? А фон - это «коричневая чума». Я не знаю, как это у меня получилось. Наверное, военная форма навеяла. А ведь я это сделала еще до событий в Крыму, не было еще «зеленых человечков». Вяжу, значит, этот фон и вижу - он как-то расползается и все больше его становится. Стало мне страшно, и обвязала его белой каймой – как будто преграду сделала. А второй коврик – с одним черным цветочком в середине – я связала в память о «черном четверге» (20 февраля), когда на Майдане погибли люди».

Мрачноватое впечатление от этих работ скрадывают расположившиеся рядом вязанные куклы – тонкая, мастерская работа. Очень трогательно выглядит томик «Кобзаря» в вязаной обложке. Нина Васильевна – большая поклонница Шевченко, почти всего «Кобзаря» знает наизусть. Читает иногда и плачет: «Все в тему». На нее большое впечатление произвела одна история, связанная с поэтом: «Я где-то прочитала, что Катерина Белокур (художница) так сильно любила Тараса Григорьевича, что выкупила зеркало, хранившееся в поместье Энгельгардта, в которое смотрелся Шевченко. Она так никогда и не вышла замуж – хранила верность поэту».

Сейчас, впрочем, баба Нина вяжет не для удовольствия, а для дела – носки и варежки для наших ребят на фронте.

На самом деле, ничего в украшательстве дома не устроено просто так. Все абсолютно функционально. Мы обратили внимание, что в одной из комнат много вязаных накидок, наброшенных на мебель. Оказалось, что все они закрывают острые углы, согласно Фэн-шуй обладающие негативной энергией, которую можно нейтрализовать, только закамуфлировав их чем-нибудь.

Баба Нина и тонкие миры

Оказалось, что баба Нина – убежденный мистик. Не очень-то доверяя ординарным (а потому не всегда профессионально подкованным) врачам, она в случае серьезных неполадок в организме вызывает фантом некоего доктора, который с этими самыми неполадками справляется на «ура». В 90-х годах в газете «Сельские вести» напечатали формулу, произнеся которую, можно было призвать фантомного эскулапа в качестве эффективной скорой помощи. Баба Нина не раз пользовалась его услугами и всегда с положительным результатом.

Лечит ее от недугов и монах Шарбель, вернее, его изображение, вырезанное из газеты «Магия». Нина Васильевна доверяет далеко не всякой печатной информации, а только той, которая касается здоровья. Монах Шарбель знаменит тем, что имел способности к исцелению при жизни, и этот эффект продолжался даже после его смерти. Над могилой, где похоронили отшельника, наблюдали свечение, что и нашло отражение в каноническом изображении святого. Приложишь его к болящим местам - вроде легче становится.

Общается баба Нина с помощью астральной связи и с нынешним президентом, Петром Порошенко, чей портрет висит на шифоньере. Хорошо он придумал – она его хвалит. Не то сказал – критикует. Президент, естественно, отмалчивается, но это ее не смущает. Верит, что связь есть и все, что надо, до Петра Алексеевича дойдет.

А еще у бабы Нины есть ангел-хранитель, спасший ее от маньяка, который напал на нее несколько лет назад. В тех местах, на самом деле, промышлял серийный «товарищ», питающий нездоровый интерес к женщинам независимо от возраста. Когда он схватил ее так, что не пошевелиться, произошло странное – как будто кто-то с правого плеча ее же голосом отчетливо прошептал: «Что же мне делать, чтобы он меня отпустил?» И он отпустил! Нина рванула к соседям и там укрылась. А позже ей удалось опознать преступника, причем не зная его в лицо, поскольку он натянул на голову колготки. Нина Васильевна угадала его по гадкой ухмылке и по дрожи в своей спине, когда случайно встретила на улице. Так она спасла других женщин от его почти смертельной хватки (насильник имел привычку придушивать свои жертвы этим же чулком – чтобы не сопротивлялись). Долго Нина Васильевна отходила от этого происшествия. Но рисование и вязание сделали свое терапевтическое дело. Искусство лечит, может, даже эффективнее «фантомного» врача и монаха, но с ними оно как-то надежнее. Будем верить и мы, что баба Нина воплотит в реальность все свои замыслы и возле ее дома будут толпы желающих посмотреть на чудесные росписи восходящей звезды наива.