Зубодробительно уникальные, обманчиво «блаженные», а на самом деле, ницшеански целеустремленные, эти люди делают сверхироничное кино. Ирония – в том, что в них самих иронии нет. Все на полном серьезе, с Великой Целью и с не менее Великими Планами. Впрочем, они далеко не простые ребята. Жизнь их, что называется, «покидала», и до аматорского кино они добрели вполне закаленные в борьбе с этой самой жизнью, и со здравым смыслом, в том числе. Что, собственно, в них и зажигает! Их первый фильм «Горсть черешни», показанный в рамках киномарафона «Кино за неделю» (2013 г.), был сродни удару увесистой кувалдой по привычным представлениям об аматорском кино херсонского разлива.

Откуда пришли и куда грядут – рассказывают Тата Цвитун (духовный и творческий псевдоним – Навина Кристина; она же – исполнительница всех женских ролей в фильмах «СК») и второй член команды – Иван Владимирович Шапиренко.

 

 - Наталья, судя по фильмам, вы в активном духовном поиске. Это, ведь, не вчера началось. Что их инициировало?

Т. Ц.: Все началось после того, как первый брак, несмотря на большую любовь и общих детей, распался. Потому что не вписывался в систему «Бог – Он – Она». Мы были слишком зациклены друг на друге, а Бога между нами не было. Короче, сплошное плотское. А это рано или поздно заканчивается. Это я уже потом поняла. Тогда же меня очень мучил вопрос, почему. Я начала с православия. Изучила все, что можно, посещала специальные курсы… Я такой человек – если за что-то возьмусь, доведу до конца, даже если понимаю, что это мне не нужно. Отец, деспотичный по натуре человек, заставил поступить в горно-экономический колледж в Кривом Рогу. И я доучилась, хоть и не нравилось мне все это. Потом получила второе образование по специальности «психолог».

- Получили ответ?

Т. Ц.: Нет. Решила изучить все христианские конфессии, включая сектантские ответвления вроде «Адвентистов седьмого дня». Но до фанатизма не доходила. Библию всего один раз прочитала. Увы, ответы так и не были найдены.

 - А как близкие смотрели на ваши духовные «эксперименты»?

Т. Ц.: Если учесть, что мой папа был ревизором КРУ, а брат – первым секретарем херсонского обкома партии, то все было в страшном секрете. В церковь я ходила, загримированная под старушку. Пела в церковном хоре, мои дети прислуживали у алтаря. Вот дети и проговорились, родители узнали, и началась травля. Моего духовного наставника из Екатерининского собора дисквалифицировали и убрали. В те времена священники были подотчетны органам. Очень жестокая была борьба между мной и родителями. В итоге они обманом упекли меня в «желтый дом».

 - И как вам удалось сохранить здравый ум?

Т. Ц.: А меня научили не глотать таблетки, а под язык – чтобы в туалете потом выплюнуть. Мне повезло: я там 3 дня всего провела. Мне разрешили встретиться со знакомой, которая все поняла и привела журналистов, потребовавших объяснить, на каком основании меня здесь держат. И заведующая отделением меня отпустила.

 - В общем, христианство себя не оправдало. Что было дальше?

Т. Ц.: А дальше я познакомилась с Вадиком (духовное имя – Видья раджа), который приобщил меня к восточным практикам. После встречи с Гопал Кришна Госвами (духовный лидер кришнаитов) в Киеве пошел такой духовный рост, такая обостренная чувствительность... Идешь по траве и чувствуешь, как ей больно. Я бросила престижную и высокооплачиваемую работу, сидела дома, опять родители вышибали двери, пытались меня спасти. В течение 2 лет я вела монашеский образ жизни. И все время я искала ответ на мучивший меня вопрос. У меня была встреча с Кашпировским, в Карпатах, где-то в 2000-м. В те времена как раз на него начались гонения. В гостинице вижу – стоит человек, очень на него похожий. Вместе садимся в лифт, и я ему на ухо говорю: «Вы похожи на одного человека». Он: «На артиста?» Я: «Нет!». Он понимает, что я его узнала, спрашивает, в каком я номере живу, и обещает навестить. Сижу на подоконнике в номере, слушаю его шаги в коридоре… Заходит. Сообщает, что он здесь неофициально. Спрашивает, какие у меня проблемы. И началась беседа. Я ему рассказала про первый брак, про непонимание причины разрыва, про мои поиски ответа на этот вопрос. Кашпировский все мне по полочкам разложил, про тантра-йогу рассказал. Потом позвал на танцы. Я вспомнила слухи о том, что он – развратник, но ничего такого не было. Потом он приехал в Херсон и мы снова общались. Я почему Кашпировского упомянула? Когда я училась на психолога, нам преподавали и вуду, и экстрасенсорику, и много всего. Нас готовили не хуже, чем секретных агентов. Мы все были у органов на контроле, особенно, люди с определенными способностями. Они и сейчас со мной общаются.

 - А у вас есть особые способности?

Т. Ц.: Есть, но проявляются они спонтанно, я ими не управляю. На самом деле, у меня сильно развита воля, стремление достигать поставленных целей – на сто процентов.

И. Ш.: У нее бывают видения – в состоянии глубокого внутреннего покоя. А когда суета, даже если что-то происходит, она не может это отследить.

Т. Ц.: Когда я начала знакомиться с ребятами из «Видеолаборатории», я сразу всех «просмотрела». Не на логическом, на эмоциональном уровне. Устин (Данчук) меня первый очаровал. Отдельно хочу сказать о Володе (Рагульском). У Индиры Ганди и матери Терезы чувство долга было – три восьмерки, у Иисуса Христа – четыре. У Володи – тоже четыре. Высший пилотаж. Уникальная личность. И интеллект есть, и внешне привлекателен, что часто мешает духовному росту мужчины. Но не в его случае. Он сам может быть духовным наставником, просто не осознал этого еще.

 - Как в вашей жизни появилось кино?

Т. Ц.: Когда я овдовела (после второго брака), мне стало скучно. Дети выросли. А энергии полно. И вот сын купил компьютер. Сначала заинтересовалась созданием роликов, потом пошла в училище культуры – узнать, есть ли у них факультет режиссуры. Оказалось, есть, но обучение слишком дорогое. А мечта уже крепко засела в голове. И тут Игорь Кривенко (третий участник «СК», режиссер, в миру занимается ландшафтным дизайном) зашел ко мне в гости, взять интервью, и тогда родилась идея создать студию и назвать ее «СК» - «Суперкоманда». У нас тогда не было видеокамеры, снимали на «вебку». Камеру брали взаймы. А потом я все же решилась купить камеру, раз все так серьезно пошло. Второй муж был человек обеспеченный, так что деньги были. И вот Игорь рассказал о «Тотеме». Потом мы попали к Максу Афанасьеву на мастер-класс. Очень понравилось. Так все и началось.

 - Как вам вместе работается?

И. Ш.: Мы очень разные – и в мировоззрениях, и во всем. Поэтому сложные отношения в команде. У Таты вообще к людям претензии капитальные. Когда один хочет задавить другого, мы делаем паузу, и снова пытаемся договориться. Я между Татой и Игорем работаю буфером. Они постоянно при обсуждении боксерские перчатки надевают. Когда делали «Горсть черешни», не хватало только огнемета. Тата все время хотела нас убить.

Т. Ц.: Игорь любит на занятиях «Видеолаборатории» выдать коммент типа «Наша звезда!».

 - Обидеть хочет?

 Т. Ц. Ну да, это у него сарказм. Вообще, «Горсть черешни» - это ответ на вопрос, почему мы с первым мужем разошлись. Там эта схема «Бог – Он – Она» и была показана.

 - Нравится заниматься в «Видеолаборатории»?

Т. Ц.: Очень. Но я заметила, что не только у нас, но и других ребят, которые снимают, есть проблема. Ты что-то проговариваешь в своем фильме, и это работает как пророчество. Впоследствии судьба персонажа проецируется на авторов фильма. И даже сильнее, чем в вымышленном сюжете, поскольку идет через камеру. Некоторые ребята не научены разрушать созданные ими образы. И вот я вижу: человек пришел на занятия веселый и открытый, а через какое-то время вдруг стал зажатым и мрачным. Поэтому я решила снимать светлое, романтичное – пусть оно проецируется на мою жизнь. Мы в ужасе были, когда вытянули «нуар» при жеребьевке. Я Игорю говорю: «Сценарий с тебя, а я – муза-вдохновительница».

 - А как же вы сцену повешения снимали?

И. Ш.: Я сидел в одной комнате, а они ставили эту сцену в соседней. Там явно разгоралась битва.

 - А вы, значит, отмежевались?

И. Ш.: Конечно. Оно мне надо!

 - А Игорь как, охотно на это пошел?

Т. Ц.: С большим азартом! К тому же, он умеет разрушать отрицательный эффект таких вещей. Хотя актерствовать он не любит. А для меня это праздник!

 - Вы эти фильмы для себя делали или для широкого просмотра?

Т. Ц.: Придется правду сказать. Когда я училась на психолога, нашей группе дали задание разработать образ Матери Души Народа – музы-вдохновительницы и путеводительницы. А меня выбрали прообразом. Дело в том, что старый строй рухнул, а новой идеологии народу не предложили. Мы разработали программу по внедрению этого образа в массы – через кинематограф, мультипликацию – по такой же схеме, по которой «раскручивали» певицу Глюкозу. Нам это задание очень нравилось, мы были уверены, что народу это нужно, так что работали с вдохновением. Но группа распалась, люди разъехались, и сейчас этим продолжает заниматься только наша команда. Все снятые нами короткометражки – эпизоды большой многожанровой картины «Сердце Небесной Дамы», посвященной именно Матери Души Народа. Это, на самом деле, части большого замысла, и мы видим в его реализации свое предназначение. Мы изначально планировали выставлять по одной короткометражке на «ютубе». Киномарафоны оказались дополнительным бонусом. И мы рады, что эти работы видят не так уж мало людей. Когда-нибудь смонтируем все части в единое и покажем всю картину целиком.

Три короткометражки:
https://www.youtube.com/watch?v=n-W8yAIOjBQ
https://www.youtube.com/watch?v=Q81xns-LSxI
https://www.youtube.com/watch?v=BceZ8mxhki0
 
Учебные фильмы «СК» («Видеолаборатория»):
https://www.youtube.com/watch?v=d0LYmkR-9bA
https://www.youtube.com/watch?v=0K4fhjQqs-U

https://www.youtube.com/channel/UCddImR6AWQc2M5X_pDe2P-w