Настя носила шаблю, шаровари, шапку i тримала у себе ватагу козаків, а ніхто того не знав, що вона дівка... Кілька років правила вона за козака. А як умерла, то тоді тільки й дізналися, що вона дівка.

  (народный пересказ «Мо­гила Насті»)

 

А когда социалистическое общество будет построено во всем мире, не будет ни мужчин, ни женщин, а только равные между собой трудящиеся.

(Симона де Бовуар)

 

В исторической перспективе женщина в Украине имеет особый статус, ее права всегда были обширны, культ матери и хранительницы очага, «берегини», ярко отображен в украинском фольклоре и литературе. Сегодня этот архетип ярко проявился в образе уникальных участников протестных акций на Майдане, взявших на себя миссию миротворцев, группы «украинских матерей».

Также женщины часто получали властные полномочия, что всегда принималось естественно. Местные религиозные традиции на протяжении веков не ущемляли украинскую женщину так, как это делал католицизм в темную эпоху инквизиции или ислам, пуританские веяния тоже ее не захватили.  Поэтому женственность не пристыжалась и не отчуждалась от женщины, ее материнские, гражданские и эротические функции не противоречили друг другу.

В то же время, украинки переживали на себе атаки и давления мужчин другого рода: нас крали, нас вывозили, «жiнки» ценились не меньше золота и всегда считались стратегическим запасом. Потом Украина была окраиной империи, откуда порезвиться в наш «мальовничий» край приезжали  усатые городские щеголи, а потом массово бросали «чорнобрових» (что тоже широко описано в литературе). Может, поэтому синдром лучшей жизни за бугром так укоренился чуть ли не на генетическом уровне.

Украина сама по себе всегда отождествлялась с женщиной, что в последнее время симптоматично порождает оскорбительные аллегории и эвфимизмы.

Если рассмотреть философский аспект, то можно отметить следующее: двойственная позиция женщины, обусловленная ее трансцендентными амбициями (в экзистенциальном смысле) и биологическим бременем поддерживать жизнь рода еще больше обостряется в женщине украинской: такой очевидно подходящей для своего биологического назначения и в то же время, имеющей непомерные амбиции реализовать свои личностные качества.

Много веков самодостаточная и гармоничная, украинка переживает вместе со своим государством тяжелый период. Она измученная заробитчанка, она бренд «Ukrainiangirl», но новые шаблоны не соотносятся с ее исторической памятью о себе.

Все эти факторы вместе создали собирательный образ разрываемой противоречиями украинской женщины. Причем эти факторы действуют на женщину как экзистенциальные предпосылки и одновременно как навязанные стереотипы. Ведь все выводы, сделанные выше, не больше, чем обобщенный псевдоисторический анализ, в котором была сделана попытка усреднить, стереотипизировать женщину, проживающую на территории государства Украина. Тем не менее, этот текст лучше воспринимать не как сомнительное поверхностное исследование, а как форму постановки вопроса: «А кто же есть женщина в Украине?» и попытку поупражняться в ответе на этот вопрос.

Что мешает украинкам сегодня самоидентифицироваться? Что порождает комплексы перед окошком на получение визы? Комплекс украинки – это и ее психологические фиксации, и комплекс как совокупность уникальных качеств, которые делают ее украинкой. В данном случае не имеются в виду древние архетипы и прочие «вышиванки», о которых говорилось в начале. Если мыслить современными категориями, то стоит вообще отказаться от риторики на тему особенностей той или иной расы, национальности или пола. Не только из соображений толерантности, но исходя из предпосылки универсальности транслируемых искусством посланий, стоило бы отказаться от этого. Единственное, почему невозможно обойти данную тему – ее острая актуальность как в социальном, так и в политическом и бытовом разрезе.

  

Куратор проекта: Ольга Ланник

Участники:

Роман Громов (Одесса)   

Майя Колесник (Одесса)                                  

Альбина Ялоза (Одесса)

Франсуаза Оз (Одесса)

Богдан Перевертун (Одесса)

Анастасия Кирилина (Одесса)

Ольга Ланник  (Одесса)

Николай Лукин  (Одесса)

Олеся Лукина  (Одесса)                               

Сергей Кононов (Одесса)

Андрей Бабчинский (Одесса)

Анна Русакова (Одесса)

Семен Храмцов (Херсон)

Анья Кислая (Херсон)

Сергей Мельниченко (Николаев) UPHA    

Анна Быкова  (Харьков)

Оксана Курчанова (Харьков) UPHA

Эльмира Сидяк (Харьков) UPHA

Ирина Волгарева (Харьков) UPHA

Анна Скачкова (Харьков) UPHA

Антон Логов (Киев) UPHA

Дарья Пугачева (Киев) UPHA

Евген Шевеленко (Киев)

Антон Гаук (Киев)

Анна Шевченко (Киев)

Нино-Анна Самхарадзе (Тбилиси)

Вита Буйвид (Москва) UPHA